Опубликовано

Тайны электричества

Загадки природы: живое электричество

Оксана Семячкина-Глушковская,
канд. биол. наук
«Наука и жизнь» №9, 2010

Продолжаем публикацию научно-популярных лекций, прочитанных молодыми вузовскими преподавателями, получившими гранты Благотворительного фонда В. Потанина. На этот раз предлагаем вниманию читателей изложение лекции, которую прочла доцент кафедры физиологии человека и животных Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского кандидат биологических наук Оксана Семячкина-Глушковская.

Живые электростанции

Электричество играет порой невидимую, но жизненно важную роль в существовании многих организмов, включая человека.

Удивительно, но электричество вошло в нашу жизнь благодаря животным, в частности электрическим рыбам. Например, в основе электрофизиологического направления в медицине лежит использование в лечебных процедурах электрических скатов. Живые источники электричества в свою врачебную практику впервые ввёл известный древнеримский врач Клавдий Гален. Сын богатого архитектора, Гален получил вместе с хорошим образованием внушительное наследство, что позволило ему путешествовать в течение нескольких лет по берегам Средиземного моря. Однажды в одной из маленьких деревушек Гален увидел странное зрелище: двое местных жителей шли ему навстречу с привязанными к голове скатами. Это «обезболивающее средство» нашло применение при лечении ран гладиаторов в Риме, куда Гален вернулся после завершения путешествия. Своеобразные физиопроцедуры оказались настолько действенными, что даже император Марк Антоний, страдавший болями в спине, рискнул воспользоваться непривычным способом лечения. Избавившись от изнурительного недуга, император назначил Галена личным врачом.

Однако многие электрические рыбы используют электричество далеко не в мирных целях, в частности для того, чтобы убивать свою добычу.

Памятник Луиджи Гальвани (1737–1798) — итальянскому врачу и физиологу — в его родном городе Болонье. Фото Виталия Пирожкова

Впервые европейцы столкнулись с чудовищными живыми электростанциями в джунглях Южной Америки. Отряд искателей приключений, проникших в верховья Амазонки, наткнулся на множество мелких ручейков. Но как только один из участников экспедиции ступил ногой в тёплую воду ручейка, он упал без сознания и пробыл в таком состоянии два дня. Всё дело было в электрических угрях, обитающих в этих широтах. Амазонские электрические угри, достигающие трёх метров в длину, способны генерировать электричество напряжением более 550 В. Электрический удар в пресной воде оглушает добычу, которая обычно состоит из рыб и лягушек, но способен также убить человека и даже лошадь, если они в момент разряда находятся вблизи угря.

Неизвестно, когда бы всерьёз человечество взялось за электричество, если бы не удивительный случай, произошедший с женой известного болонского профессора Луиджи Гальвани. Не секрет, что итальянцы славятся широтой вкусовых пристрастий. Поэтому они не прочь иногда побаловаться лягушачьими лапками. День был ненастный, дул сильный ветер. Когда сеньора Гальвани зашла в мясную лавку, то её глазам открылась ужасная картина. Лапки мёртвых лягушек, словно живые, дёргались, когда касались железных перил при сильном порыве ветра. Сеньора так надоедала мужу своими рассказами о близости мясника с нечистой силой, что профессор решил сам выяснить, что же происходит на самом деле.

Это был тот самый счастливый случай, который разом перевернул жизнь итальянского анатома и физиолога. Принеся домой лягушачьи лапки, Гальвани убедился в правдивости слов жены: они действительно дёргались, когда касались железных предметов. В то время профессору было всего 34 года. Последующие 25 лет он потратил на то, чтобы найти разумное объяснение этому удивительному явлению. Результатом многолетних трудов явилась книга «Трактаты о силе электричества при мышечном движении», которая стала настоящим бестселлером и взволновала умы многих исследователей. Впервые заговорили о том, что электричество есть в каждом из нас и что именно нервы являются своеобразными «электропроводами». Гальвани казалось, что мышцы накапливают в себе электричество, а при сокращении испускают его. Эта гипотеза требовала дальнейших исследований. Но политические события, связанные с приходом к власти Наполеона Бонапарта, помешали профессору закончить эксперименты. В силу своего вольнодумства Гальвани был в бесчестии изгнан из университета и через год после этих трагических событий скончался в возрасте шестидесяти одного года.

И всё-таки судьбе было угодно, чтобы труды Гальвани нашли своё продолжение. Соотечественник Гальвани Алессандро Вольта, прочитав его книгу, пришёл к мысли о том, что в основе живого электричества лежат химические процессы, и создал прообраз привычных для нас батареек.

Биохимия электричества

Прошло ещё два века, прежде чем человечеству удалось раскрыть тайну живого электричества. Пока не был изобретён электронный микроскоп, учёные не могли себе даже представить, что вокруг клетки находится настоящая «таможня» со своими строгими правилами «паспортного контроля». Мембрана животной клетки — тонкая, не видимая невооружённым глазом оболочка, — обладая полупроницаемыми свойствами, является надёжным гарантом сохранения жизнеспособности клетки (поддержания её гомеостаза).

Электрический угорь способен генерировать электричество напряжением до 550 В

Но вернёмся к электричеству. Какая существует взаимосвязь между мембраной клетки и живым электричеством?

Итак, первая половина XX века, 1936 год. В Англии зоолог Джон Юнг публикует методику препарирования нервного волокна головоногого моллюска. Диаметр волокна достигал 1 мм. Такой видимый глазу «гигантский» нерв сохранял способность проводить электричество даже вне организма в морской воде. Вот тот самый «золотой ключик», с помощью которого будет открыта дверь в тайны живого электричества. Прошло всего три года, и соотечественники Юнга — профессор Эндрю Хаксли и его ученик Алан Ходжкин, вооружившись электродами, поставили серию экспериментов на этом нерве, результаты которых перевернули мировоззрение и «зажгли зелёный свет» на пути к электрофизиологии.

Отправной точкой в этих исследованиях явилась книга Гальвани, а именно описание им тока повреждения: если мышцу разрезать, то электрический ток «выливается» из неё, что стимулирует её сокращение. Для того чтобы повторить эти эксперименты на нерве, Хаксли проткнул двумя тонкими, как волоски, электродами мембрану нервной клетки, поместив их таким образом в её содержимое (цитоплазму). Но вот неудача! Ему не удалось зарегистрировать электрические сигналы. Тогда он вынул электроды и поместил их на поверхность нерва. Результаты были печальными: ровным счётом ничего. Казалось, фортуна отвернулась от учёных. Оставался последний вариант — один электрод поместить внутрь нерва, а другой оставить на его поверхности. И вот он, счастливый случай! Уже через 0,0003 секунды был зарегистрирован электрический импульс с живой клетки. Было очевидно, что за такое мгновение импульс не может возникнуть вновь. Это означало только одно: заряд сконцентрирован на покоящейся неповреждённой клетке.

В последующие годы подобные опыты были проделаны на бесчисленном множестве других клеток. Оказалось, что все клетки заряжены и что заряд мембраны является неотъемлемым атрибутом её жизни. Пока клетка жива, у неё есть заряд. Однако оставалось всё ещё неясным, каким же образом клетка заряжается? Задолго до экспериментов Хаксли руcский физиолог Н. А. Бернштейн (1896–1966) опубликовал свою книгу «Электробиология» (1912). В ней он, словно провидец, теоретически раскрыл главную тайну живого электричества — биохимические механизмы возникновения заряда клетки. Удивительно, но через несколько лет данная гипотеза была блестяще подтверждена в экспериментах Хаксли, за что он и был удостоен Нобелевской премии. Итак, каковы же эти механизмы?

Как известно, всё гениальное просто. Так оказалось и в этом случае. Наш организм состоит на 70% из воды, а точнее, из раствора солей и белков. Если заглянуть внутрь клетки, то окажется, что её содержимое перенасыщено ионами К+ (внутри их примерно в 50 раз больше, чем за её пределами). Между клетками, в межклеточном пространстве, преобладают ионы Na+ (здесь их примерно в 20 раз больше, чем в клетке). Такое неравновесие активно поддерживается мембраной, которая, подобно регулировщику, пропускает через свои «ворота» одни ионы и не пропускает другие.

Мембрана, словно бисквитный пирог, состоит из двух рыхлых слоёв фосфолипидов, толщу которых пронизывают белки. Изображение: «Наука и жизнь»

Мембрана, словно бисквитный пирог, состоит из двух рыхлых слоёв сложных жиров (фосфолипидов), толщу которых пронизывают, как бусины, белки, выполняющие самые разнообразные функции, в частности они могут служить своеобразными «воротами» или каналами. Внутри таких белков есть отверстия, которые могут открываться и закрываться с помощью особых механизмов. Для каждого типа ионов существуют свои каналы. Например, движение ионов К+ возможно только через К+-каналы, а Nа+ — через Na+-каналы.

Когда клетка находится в состоянии покоя, для ионов К+ горит зелёный свет и они беспрепятственно покидают пределы клетки через свои каналы, направляясь туда, где их мало, чтобы уравновесить свою концентрацию. Помните школьный опыт по физике? Если взять стакан с водой и капнуть в него разведённый перманганат калия (марганцовку), то через некоторое время молекулы красящего вещества равномерно заполнят весь объём стакана, окрасив воду в розовый цвет. Классический пример диффузии. Аналогичным образом это происходит с ионами К+, которые есть в избытке в клетке и имеют всегда свободный выход через мембрану. Ионы же Nа+, как персона non grata, не имеют привилегий со стороны мембраны покоящейся клетки. В этот момент для них мембрана как неприступная крепость, проникнуть через которую почти невозможно, поскольку все Nа+-каналы закрыты.

Но при чём же здесь электричество, скажете вы? Всё дело в том, что, как было отмечено выше, наш организм состоит из растворённых солей и белков. В данном случае речь идёт о солях. Что такое растворённая соль? Это дуэт связанных между собой положительных катионов и отрицательных анионов кислот. Например, раствор хлорида калия — это K+ и Сl– и т. д. Кстати, физиологический раствор, который широко используется в медицине для внутривенных вливаний, представляет собой раствор хлорида натрия — NaCl (поваренной соли) в концентрации 0,9%.

В естественных условиях просто ионов К+ или Nа+ поодиночке не бывает, они всегда находятся с анионами кислот — SO42–, Cl–, PO43– и т. д., и в обычных условиях мембрана непроницаема для отрицательных частиц. Это означает, что, когда ионы К+ движутся через свои каналы, связанные с ними анионы, как магниты, тянутся за ними, но, не имея возможности выйти наружу, скапливаются на внутренней поверхности мембраны. Поскольку за пределами клетки, в межклеточном пространстве, преобладают ионы Nа+, то есть положительно заряженные частицы, плюс к ним постоянно просачиваются ионы К+, на наружной поверхности мембраны концентрируется избыточный положительный заряд, а на её внутренней поверхности — отрицательный. Так что клетка в состоянии покоя «искусственно» сдерживает неравновесие двух важных ионов — К+ и Nа+, в силу чего мембрана поляризуется за счёт разности зарядов по обе её стороны. Заряд в состоянии покоя клетки называют мембранным потенциалом покоя, который равен примерно —70 мВ. Именно такой величины заряд был впервые зарегистрирован Хаксли на гигантском нерве моллюска.

Фермент Na/К-АТФаза работает по принципу челнока, выкачивая из клетки три иона Na и закачивая два иона К для восстановления работоспособности. Изображение: «Наука и жизнь»

Когда стало ясно, откуда берётся «электричество» в клетке в состоянии покоя, тут же возник вопрос: куда же оно девается, если клетка работает, например когда наши мышцы сокращаются? Истина лежала на поверхности. Достаточно было заглянуть внутрь клетки в момент её возбуждения. Когда клетка реагирует на внешние или внутренние воздействия, в этот момент молниеносно, как по команде, открываются все Na+-каналы и ионы Na+, словно снежный ком, за доли секунд устремляются внутрь клетки. Таким образом, за мгновение, в состоянии возбуждения клетки, ионы Na+ уравновешивают свою концентрацию по обе стороны мембраны, ионы К+ по-прежнему медленно покидают клетку. Выход ионов К+ настолько медленный, что, когда ион Na+ наконец-то прорывается через неприступные стены мембраны, их там остаётся ещё достаточно много. Теперь уже внутри клетки, а именно на внутренней поверхности мембраны, сконцентрируется избыточный положительный заряд. На её же внешней поверхности будет отрицательный заряд, потому что, как и в случае с К+, за Na+ устремится целая армия отрицательных анионов, для которых мембрана по-прежнему непроницаема. Удерживаемые на её внешней поверхности электростатическими силами притяжения, эти «осколки» от солей создадут здесь отрицательное электрическое поле. Это означает, что в момент возбуждения клетки мы будем наблюдать реверсию заряда, то есть смену его знака на противоположный. Этим объясняется, почему заряд при возбуждении клетки меняется с отрицательного на положительный.

Есть и ещё один важный момент, который в далёкие времена описывал Гальвани, но не смог правильно объяснить. Когда Гальвани повреждал мышцу, она сокращалась. Тогда ему казалось, что это ток повреждения и он «выливается» из мышцы. В какой-то степени слова его были пророческими. Клетка действительно теряет свой заряд, когда работает. Заряд существует только тогда, когда есть разность между концентрациями ионов Na+/K+. При возбуждении клетки численность ионов Na+ по обе стороны мембраны одинакова, к этому же состоянию стремится и К+. Именно поэтому при возбуждении клетки заряд уменьшается и становится равен +40 мВ.

Когда загадку «возбуждения» разгадали, неизбежно возник другой вопрос: как же клетка приходит в норму? Каким образом заряд на ней возникает вновь? Ведь не умирает же она, после того как поработает. И действительно, через несколько лет нашли этот механизм. Им оказался белок, встроенный в мембрану, но это был необычный белок. С одной стороны, выглядел он так же, как и белки-каналы. А с другой — в отличие от своих собратьев, этот белок «дорого брал за свою работу», а именно энергией, такой ценной для клетки. Причём пригодная для его работы энергия должна быть особая, в виде молекул АТФ (аденозинтрифосфорной кислоты). Эти молекулы специально синтезируются на «энергетических станциях» клетки — митохондриях, бережно там хранятся и при необходимости с помощью специальных переносчиков доставляются к месту назначения. Энергия из этих «боеголовок» высвобождается при их распаде и расходуется на различные нужды клетки. В частности, в нашем случае эта энергия требуется на работу белка, названного Na/K-АТФаза, основная функция которого заключается в том, чтобы, подобно челноку, перевозить Na+ наружу из клетки, а К+ — в обратном направлении.

Таким образом, чтобы восстановить утраченные силы, необходимо поработать. Задумайтесь, тут скрывается реальный парадокс. Когда клетка работает, то на уровне клеточной мембраны этот процесс протекает пассивно, а для того чтобы отдохнуть, ей требуется энергия.

Как нервы «разговаривают» друг с другом

Если уколоть палец, то рука тут же отдёрнется. То есть при механическом воздействии на рецепторы кожи возбуждение, возникшее в данной локальной точке, достигает головного мозга и возвращается обратно, на периферию, для того чтобы мы могли адекватно отреагировать на ситуацию. Это пример врождённой реакции, или безусловных рефлексов, к которым относятся множество защитных ответов, таких как мигание, кашель, чихание, чесание и т. д.

Каким же образом возбуждение, возникнув на мембране одной клетки, способно двигаться дальше? Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте познакомимся со строением нервной клетки — нейроном, смыл «жизни» которого состоит в проведении возбуждения или нервных импульсов.

Итак, нейрон, словно летящая комета, состоит из тела нервной клетки, вокруг которого ореолом располагаются множество маленьких отростков — дендритов, и длинного «хвоста» — аксона. Именно эти отростки служат своеобразными проводами, по которым течёт «живой ток». Поскольку вся эта сложная конструкция представляет собой единую клетку, то отростки нейрона обладают таким же набором ионов, как и его тело. Что представляет собой процесс возбуждения локального участка нейрона? Это некое возмущение «спокойствия» его внешней и внутренней среды, выражающееся в виде направленного движения ионов. Возбуждение, возникнув в том месте, куда пришёлся раздражитель, далее по цепочке распространяется по тем же принципам, что на этом участке. Только теперь раздражителем для соседних участков будет являться не внешний стимул, а внутренние процессы, вызванные потоками ионов Na+ и K+ и изменением заряда мембраны. Этот процесс подобен тому, как распространяются волны от камешка, брошенного в воду. Так же, как и в случае с камешком, биотоки по мембране нервного волокна распространяются круговыми волнами, вызывая возбуждение всё более отдалённых участков.

В эксперименте возбуждение от локальной точки распространяется далее в обоих направлениях. В реальных же условиях проведение нервных импульсов осуществляется однонаправленно. Связано это с тем, что тот участок, который поработал, нуждается в отдыхе. А отдых у нервной клетки, как мы уже знаем, активный и связан с затратами энергии. Возбуждение клетки есть «потеря» её заряда. Именно поэтому, как только клетка поработает, её способность к возбуждению резко падает. Этот период называют рефрактерным, от французского слова refractaire — невосприимчивый. Такая невосприимчивость может быть абсолютной (сразу же после возбуждения) или относительной (по мере восстановления заряда мембраны), когда возможно вызвать ответную реакцию, но чрезмерно сильными раздражителями.

Если задаться вопросом — какого цвета наш мозг, то окажется, что подавляющая его масса, за небольшим исключением, серо-белых тонов. Тела и короткие отростки нервных клеток серые, а длинные отростки белые. Белые они потому, что сверху на них имеется дополнительная изоляция в виде «жировых» или миелиновых подушек. Откуда возникают эти подушки? Вокруг нейрона существуют особые клетки, названные по имени немецкого нейрофизиолога, который их впервые описал, — шванновские клетки. Они, словно няньки, помогают нейрону расти и, в частности, выделяют миелин, представляющий собой своеобразное «сало» или липид, которым бережно окутываются участки растущего нейрона. Однако такой наряд покрывает не всю поверхность длинного отростка, а отдельные участки, между которыми аксон остаётся голым. Оголённые места называют перехватами Ранвье.

Интересно, но от того, как «одет» нервный отросток, зависит скорость проведения возбуждения. Нетрудно догадаться — специальная «форма одежды» существует для того, чтобы увеличить эффективность прохождения биотоков по нерву. Действительно, если в серых дендритах возбуждение двигается как черепаха (от 0,5 до 3 м/с), последовательно, не пропуская ни одного участка, то в белом аксоне нервные импульсы прыгают по «оголённым» участкам Ранвье, что существенно повышает скорость их проведения до 120 м/с. Такие быстрые нервы иннервируют в основном мышцы, обеспечивая защиту организма. Внутренние же органы не нуждаются в такой скорости. К примеру, мочевой пузырь может долго растягиваться и посылать импульсы о своём переполнении, в то время как рука должна отдёрнуться сразу от огня, иначе это грозит повреждением.

Мозг взрослого человека весит в среднем 1300 г. Эту массу составляет 1010 нервных клеток. Такое огромное количество нейронов! С помощью каких механизмов возбуждение с одной клетки попадает на другую?

Разгадка тайны коммуникации в нервной системе имеет свою историю. В середине XIX века французский физиолог Клод Бернар получил ценную посылку из Южной Америки с ядом кураре, тем самым, которым индейцы смазывали наконечники стрел. Учёный увлекался изучением действия ядов на организм. Было известно, что животное, сражённое таким ядом, умирает от удушья вследствие паралича дыхательных мышц, но никто не знал, как именно действует молниеносный убийца. Для того чтобы это понять, Бернар проделал простой опыт. Он растворил яд в чашке Петри, поместил туда мышцу с нервом и увидел, что если в яд погрузить только нерв, то мышца остаётся здоровой и по-прежнему может работать. Если отравить ядом только мышцу, то и в этом случае сохраняется её способность к сокращению. И лишь когда в яд помещали участок между нервом и мышцей, можно было наблюдать типичную картину отравления: мышца становилась неспособной сокращаться даже при очень сильных электрических воздействиях. Стало очевидно, что между нервом и мышцей существует «разрыв», на который и действует яд.

Микрофотография нейрона, плотно упакованного синапсами

Оказалось, подобные «разрывы» можно найти в любой точке организма, вся нейронная сеть буквально ими пронизана. Были найдены и другие вещества, например никотин, который избирательно действовал на загадочные места между нервом и мышцей, вызывая её сокращение. Поначалу эти невидимые связи называли мионевральным соединением, а впоследствии английский нейрофизиолог Чарльз Шеррингтон дал им название синапсов, от латинского слова synapsis — соединение, связь. Однако жирную точку в этой истории поставил австрийский фармаколог Отто Леви, которому удалось найти посредника между нервом и мышцей. Говорят, ему привиделось во сне, что некое вещество «выливается» из нерва и заставляет мышцу работать. На следующее утро он твёрдо решил: нужно искать именно это вещество. И он его нашёл! Всё оказалось достаточно просто. Леви взял два сердца и выделил на одном из них самый крупный нерв — nervus vagus. Заранее предвидя, что из него должно что-то выделиться, он соединил системой трубочек эти два «мышечных мотора» и стал раздражать нерв. Леви знал — при его раздражении сердце останавливается. Однако останавливалось не только то сердце, на которое действовал раздражённый нерв, но и второе, соединённое с ним раствором. Немного позже Леви удалось выделить в чистом виде это вещество, которое получило название «ацетилхолин». Таким образом, было найдено неопровержимое доказательство наличия посредника в «разговоре» между нервом и мышцей. Это открытие удостоено Нобелевской премии.

А дальше всё пошло гораздо быстрее. Оказалось, открытый Леви принцип общения нервов с мышцами универсальный. С помощью такой системы общаются не только нервы и мышцы, но и сами нервы друг с другом. Однако, несмотря на тот факт, что принцип такой коммуникации один, посредники, или, как впоследствии их стали обозначать, медиаторы (от латинского слова mediator — посредник), могут быть разные. У каждого нерва он свой, как пропуск. Эту закономерность установил английский фармаколог Генри Дейл, за что тоже был удостоен Нобелевской премии. Итак, язык нейронного общения стал понятен, оставалось лишь только увидеть, как эта конструкция выглядит.

Как работает синапс

Если посмотреть на нейрон в электронный микроскоп, то мы увидим, что он, словно новогодняя ёлка, весь увешан какими-то пуговками. Таких «пуговок», или, как вы уже догадались, синапсов, только на одном нейроне может быть до 10 000. Посмотрим внимательнее на одну из них. Что мы увидим? На концевом участке нейрона длинный отросток утолщается, поэтому он нам кажется в виде пуговки. В этом утолщении аксон как бы истончается и теряет своё белое одеяние в виде миелина. Внутри же «пуговки» находится огромное количество пузырьков, заполненных каким-то веществом. В 1954 году Джордж Паладе догадался, что это есть не что иное, как хранилище для медиаторов (через 20 лет за эту догадку ему дали Нобелевскую премию). Когда возбуждение доходит до концевой станции длинного отростка, то медиаторы высвобождаются из своего заточения. Для этого используются ионы Са2+. Двигаясь к мембране, они сливаются с ней, затем лопаются (экзоцитоз), и медиатор под давлением попадает в пространство между двумя нервными клетками, которое получило название синаптической щели. Оно ничтожно мало, поэтому молекулы медиатора быстро попадают на мембрану соседнего нейрона, на которой в свою очередь находятся особые антенны, или рецепторы (от латинского слова recipio — брать, принимать), улавливающие посредника. Происходит это по принципу «ключ к замку» — геометрическая форма рецептора полностью соответствует форме посредника. Обменявшись «рукопожатием», медиатор и рецептор вынуждены расстаться. Встреча их весьма короткая и последняя для медиатора. Достаточно всего доли секунды, чтобы медиатор запустил возбуждение на соседнем нейроне, после чего он разрушается с помощью специальных механизмов. А потом эта история повторится ещё и ещё, и так до бесконечности будет бежать живое электричество по «нервным проводам», скрывая от нас множество тайн и тем самым привлекая к себе своей загадочностью.

Нужно ли говорить о значимости открытий в области электрофизиологии? Достаточно сказать, что за приоткрытие завесы в мир живого электричества присуждено семь Нобелевских премий. Сегодня львиная доля фармацевтической промышленности построена на этих фундаментальных открытиях. К примеру, сейчас поход к дантисту не такое уж страшное испытание. Один укол лидокаина — и в месте инъекции Na+-каналы временно заблокируются. И вы уже не почувствуете болезненных процедур. У вас заболел живот, врач назначит препараты (но-шпа, папаверин, платифилин и т. д.), в основе действия которых — блокада рецепторов, чтобы с ними не мог связаться медиатор ацетилхолин, запускающий многие процессы в желудочно-кишечном тракте, и т. д. В последнее время активно развивается серия фармакологических препаратов центрального действия, направленных на улучшение памяти, речевой функции и мыслительной деятельности.

Тайны электричества

В результате мы получаем свет и тепло. На этом же принципе действуют все нагревательные приборы.
Сгорание фиксируется приборами, как уменьшение количества электричества в сети. И мы платим за потребленное электричество, как за потребленную воду. И, наконец, самое главное: электричество не восполняется. Да и как его восполнить, если мы даже не знаем, откуда оно берется. Вместо выкачанной нефти в образовавшиеся полости в Земле закачивают воду, а что мы закачаем вместо сожженного электричества?
Откуда берется электричество, ученые не знают. Споры по этому вопросу так и не завершены. Они знают, как получить электричество, как его транспортировать и, наконец, потреблять, но совершенно не представляют, откуда оно берется. А знать это нам необходимо, так как если однажды в природе образуется полость, как от выкачанной нефти, то последствия могут быть намного серьезнее, чем от проседания грунта. Здесь возможно схлопывание некоторой части материи… естественно, со всем содержимым.
Некоторое представление о природе электричества мы можем получить из воззрений Фарадея- Максвелла- Томсона, согласно которым эфир состоит из силовых линий, имеющих следующие основные свойства: 1) состоя из особого рода материи- эфира, они обладают свойством, присущим всякой вообще материи,- инерцией. 2) они обладают упругим напряжением подобно растянутой пружине или резиновой нити. «Если, скажем, два тела соединить резиновыми нитями, то при натяжении нити, в своем естественном, так сказать, состоянии, обязательно будут прямыми линиями. Силовые же линии Фарадея образуют обычно криволинейные пути…» Эти силовые линии получили название электрических. Таким образом, все сущее образовано электрическими нитями. При любом воздействии, и прежде всего ускорении материального объекта, перпендикулярно этим электрическим нитям возникают магнитные линии, образующие в совокупности электромагнитное поле…
Однако гениальные физические идеи Фарадея так и не были признаны формалистами школы Ампера- Вебера и Маха- Авенариуса, считавшими, что «грубые материальные» силовые линии и трубки порождены плебейской фантазией переплетчика и лабораторного сторожа Фарадея.
«Согласно Томсону, обычная материя состоит из положительно (ионов) и отрицательно (электронов, корпускул) заряженных частиц. Эти частицы связаны между собою электрическими силовыми линиями, проходящими по эфиру, наполняющему все мировое пространство, так что «тело» природы имеет «волокнистое» строение: волокна электрических силовых линий соединяют между собою все предметы природы. Нетрудно уразуметь, что теория Томсона- это квантовая теория по существу.» (стр.153, Э. Цейнтлин, «Развитие воззрений на природу света»).
И, наконец, самый важный для нашего исследования вывод: «Если, значит, энергия электромагнитного колебания покидает испускающий источник, то она, двигаясь вдоль силовой линии (трубки), всегда находится в определенном месте и если поглощается, то поглощается целиком» (Там же). Следовательно, потребление электричества приводит к уменьшению его количества в природе.
Георгий Гурджиев считал электричество частью жизненной силы людей, Планеты и всей Солнечной Системы в целом. По его мнению, сжигание электричества ведет к снижению умственной активности людей и, как следствие, к уменьшению продолжительности их жизни.
Любое дестабилизирующее воздействие компенсируется в рамках единой системы. Сжигание органического сырья компенсируется ухудшением экологической обстановки на Планете, увеличением температуры воздуха и воды, таянием ледников, затоплением земель и т.д. и т.п. Чем компенсируется сжигание электричества, мы наверняка не знаем.
Я предполагаю, что организм человека питается не полезными веществами, содержащимися в пище, а живым электричеством, получаемым при разложении продуктов. Если принять эту теорию, то станет понятным, почему масса съеденной пищи всегда равна массе отходов. Действительно, почему человек, ежедневно съедая и выпивая от одного до трех – четырех килограммов продуктов, включая воду, сохраняет свой вес практически неизменным? Если, как считается, организм использует необходимые вещества из пищи как строительный материал, то масса человека должна возрастать. Однако на деле этого не происходит. Разговоры о правильном питании и образе жизни не отвечают на этот простенький вопрос, так же как и на вопрос о быстром наборе веса, либо наоборот, его потере. Ссылка на нервы тоже выглядит несколько наивненькой.
А вот теория электрического питания объясняет практически все. Организм человека за необычайно короткое время превращает практически любую органику в кучу полностью разложившегося продукта. При этом масса питания равна массе отходов. Следовательно, человеческий организм потребляет нечто, не имеющее веса. На эту роль подходит из известных нам энергий только электричество. Его можно называть животным, биологическим, химическим, но сути это не меняет — электричество остается электричеством.
Итак, организм живого существа устроен таким образом, чтобы суметь разложить материю до уровня отделения от нее энергии, после чего эту энергию использовать для осуществления жизнедеятельности. Поэтому- то экскременты так и пахнут ужасно, что, по сути, процесс переваривания пищи представляет ускоренное в «N» раз естественное разложение органической материи. Так наш организм создан.
Однако правильное понимание этих процессов может помочь нам в поиске пищи в виде уже готовой энергии. И проводниками могут служить живые примеры.
«До нас дошел исторический факт, единодушно засвидетельствованный современниками, что и св. Катерина Сиенская, и ее генуэзская тетка, обе отличавшиеся бурной деятельностью как своеобразным следствием их особой предрасположенности к экзальтации, первая — филантроп, реформатор и политик, вторая — самобытный богослов, а кроме того, на протяжении многих лет, опытнейшая и незаменимая сестра- хозяйка большого госпиталя, могли целые годы (как это было у Катерины Сиенской) или в течение систематически повторявшихся периодов по нескольку недель (как это было у Катерины Генуэзской) жить без всякой пищи, кроме гостии (маленькие круглые лепешки (облатки) из пшеничной муки, используемые в обряде причастия), — причем отнюдь не по причине какого- либо обета или послушания, а просто потому, что не могли жить иначе. Во время всего этого необычного поста они были не только совершенно здоровы, но и полны энергии, так что прекрасно справлялись с многочисленными делами и обязанностями, которыми была наполнена их жизнь. Попытки съесть хотя бы что-нибудь еще – а они постоянно предпринимали их, поскольку, как все настоящие святые, всячески избегали какой-либо эксцентричности, — мгновенно ухудшали их состояние и поэтому прекращались как бесполезные.» (стр. 71, Эвелин Андерхилл, «Мистицизм», Киев, «София», 2000, ISBN 5-220-00197-3).
И в настоящее время на планете живут по неофициальным данным около тридцати тысяч человек, вовсе не употребляющих пищу и воду. Большую просветительскую работу ведет один из таких людей, наша соотечественница из Краснодара Зинаида Григорьевна Баранова, более шести лет не принимающая никакой твердой и жидкой пищи, включая воду.
По ее мнению, люди вначале были созданы не употребляющими твердую и жидкую пищу. Затем в результате какого- то события люди начали употреблять в пищу растения, и уже намного позднее мы начали есть мясо. По ее глубокому убеждению, чтобы остановить старость и болезни, необходимо вернуться к истокам, пройдя обратный путь к «праническому питанию», как она это называет. Этот путь каждый человек должен пройти индивидуально через отказ от употребления мяса к растительной пище, затем к жидкой пище наподобие соевого молока, и прийти в результате к спокойному, без сверхусилий, полному отказу от пищи и воды. По ее мнению, организм человека сам синтезирует все необходимые вещества.
Шемшук Владимир Алексеевич считает, что, «используя питающие движения, можно обходиться без пищи, поскольку эти движения будут напитывать человеческий организм энергией». Пища, по его мнению, «была придумана нашими предками только для того, чтобы иметь возможность изменять себя, поскольку пища меняет химизм организма и соответственно дает человеку новые ранее ему не присущие возможности, что расширяло их божественные способности» (стр. 323, В.А.Шемшук, «Бабы Яги- кто они? Как стать богом», Издательство «Всемирный фонд планеты Земля», Москва, 2006, ISBN 5-93897-006-7, 384 стр.).
Как он утверждает, восстановление синтетических способностей происходит при питании одним продуктом, например, рисовой кашей, на протяжении 12- 18 дней.
Аполлоний Тианский, в начале первого тысячелетия исцелявший больных и воскрешавший мертвых, духовный наставник римского императора Веспасиана, считал, что «именно душа, которая не является объектом ни жизни, ни смерти, есть источник существования» (Philostratus, Life of Apollonius, стр. 149(V1,11).
Открытия биолога Кеврана показали, что в органической ткани при обычных условиях может происходить спонтанная трансмутация без каких-либо огромных ядерных энергий. Был произведен эксперимент над курами. Им давали корм, в котором недоставало кальция. Вместо кальция в их рацион входила слюда, которая представляла собой силикат алюминия и калия. В ходе эксперимента было обнаружено, что куры способны производить недостающий кальций (Са=20) сами, используя для этого калий (К=19) и ионы водорода (Н=1). (Стр. 111, О. Фомин, «Священная Артания. Тайны русской алхимии», Москва, «Вече», 2005, ISBN 5-9533-0585-0).
А питание возможно и путем прямого потребления электричества, без дебильного разложения органики. Разве вы не замечали, что даже если перед сном очень хочется есть, то после сна аппетит полностью пропадает и утром не хочется не только есть, но и пить. Это говорит о том, что Дух, отделяясь от тела во время сна, напитывается энергией тонкого мира, и возвращаясь утром в тело, сообщает о том, что телу в ближайшие несколько часов не требуется никакой пищи. Именно поэтому дети часто отказываются кушать, ссылаясь на то, что они не хотят. А мы, любящие родители, под угрозой наказания заставляем их есть, делая их такими же как мы сами. Прислушайтесь к детям, прислушайтесь к своему организму, и сделайте соответствующие выводы.
Полезно будет привести несколько отрывков из Библии. К примеру, «Пища не приближает нас к богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем». (Библия, Первое послание к Коринфянам, гл. 8, ст.8)
«Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все … ели одну и ту же духовную пищу; И все пили одно и то же духовное питие…». (Библия, Первое послание к Коринфянам, гл. 10, ст.1-4)
«Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает». (Библия, Первое послание к Коринфянам, гл. 10, ст.23)
«Наконец, все животные и все, что имеет жизнь, и растения, питаются жаром и все, что живет, живет только огнем, который в себе заключает». («Оккультная философия Агриппа» ).
Необходимое количество энергии мы получаем во время сна. Об этом говорят не только наши ощущения, но и элементарное замерение электрического сопротивления человеческого тела. Утром сопротивление практически в два раза больше, чем вечером. Вы и сами можете проделать этот опыт с помощью омметра. Откуда же мы получаем энергию во время сна? За счет какого источника мы заряжаемся?
На мой взгляд, наше «тонкое» тело, невидимое человеческим глазом, но регистрируемое приборами, во время сна отделяется от физического тела и окунается в океан электрической энергии, составляющий основу мироздания. Оно подключается к существующей системе и заряжается наподобие аккумулятора. При пробуждении «тонкое» тело соединяется с физическим и служит источником энергии человека. Именно поэтому нельзя будить человека. Он сам должен проснуться, когда зарядка будет завершена. Именно поэтому не выспавшийся человек чувствует себя «разбитым», не в настроении и т.д. и т.п. Человек должен спать столько, сколько он хочет.
Этот вывод подтверждает и общеизвестный факт, что без пищи человек может прожить больше месяца, без воды четыре- пять дней, а вот без сна не более трех суток. На третий день у него начинаются галлюцинации, что приводит к сумасшествию и скорой смерти.
Скорее всего, большее количество полученной во время сна энергии тратится на переваривание пищи, как это ни парадоксально звучит. Следовательно, чем меньше человек ест, тем больше энергии у него остается. Один мой знакомый, Славинский З.М., несмотря на довольно почтенный возраст около семидесяти лет, ведет очень активный образ жизни. На протяжении многих лет он занимал должность заместителя Горьковской железной дороги по науке у Шарадзе О.Х. Именно в его бытность ГЖД прославилась большим количеством нововведений. Худощавого телосложения, он каждое утро пробегал десять километров на стадионе, либо вокруг гостиницы в многочисленных командировках. При этом кушал он только один раз в день, примерно в шестнадцать часов. Насколько мне известно, он и ныне, уже преодолев семидесятилетний рубеж, ведет такой же образ жизни, заряжая окружающих оптимизмом и жизнелюбием, работает активно и очень продуктивно.
Может быть, вместо приема пищи следует просто поспать еще раз днем пару часов. Кстати, этот обычай свято соблюдается и поныне в арабском мире, Греции и других «теплых» странах. Я имею ввиду послеобеденный отдых, а не замену еды сном, конечно же. Возможно, это лишь напоминание о древних традициях, память о которых уже стерлась.
Сегодня океан электрической энергии вокруг нашей планеты обмелел. Поэтому тонкие тела людей вынуждены улетать на большее расстояние и «заряжаться» значительно дольше.
В то же время существуют и другие доказательства того, что океан электрической энергии вокруг Земли ослаблен. Это явствует из неоднократно наблюдаемых учеными скачков магнитного поля планеты. Скачков в виде уменьшения напряженности магнитного поля практически до нуля, а также неоднократных изменений магнитных полюсов. Именно этим вызваны массовые выбросы китов на берег и ошибки в ориентировании перелетных птиц. Периодически возникают проблемы с ориентированием самолетов и морских судов.
Ослабление электрического и магнитного полей планеты приведет к ослаблению гравитации со всеми вытекающими последствиями, наиболее очевидное из которых – это потеря части атмосферы и исчезновение жизни на Земле. Появление озоновых дыр тому яркое подтверждение.
Исходя из вышесказанного мы можем сделать вывод об опасности неконтролируемого сжигания электричества, являющегося основой мироздания и источником существования человека и всего сущего.
Динамомашина, или, попросту, генератор, преобразующая кинетическую энергию в электрическую, на самом деле провоцирует создание магнитного поля и, таким образом насильственно зацепив электрические нити мироздания, наматывает их на барабан человеческого потребления. При этом силовые линии сжигаются, а на их место, так как природа не терпит пустоты, притягиваются другие, сначала из близлежащих, а затем из все более удаленных областей.
Вначале все же притягиваются и забираются на потребление ближайшие силовые (электрические) линии. Именно поэтому на мой взгляд, большее количество болезней людей приходится на территории, приближенные к энергодобывающим станциям. Именно здесь, скорее всего, находятся центры слабоумия людей, хотя это не факт, и требуются комплексные исследования в этом направлении.

Тема 8. Основы электромагнетизма.

  • •Центральный филиал
  • •Введение
  • •Объем предмета и виды учебной работы
  • •Тематический план
  • •Программа курса Введение в дисциплину «Естествознание»
  • •Тема 1. Введение в дисциплину «Естествознание». Значение естествознания для профессиональной подготовки
  • •Тема 2. Основы естественнонаучного познания
  • •Тема 3. Естественнонаучные законы природы
  • •Раздел I. Физика – наука о движении и взаимодействии тел
  • •Тема 4. Механическое движение. Законы Ньютона.
  • •Тема 5. Закон всемирного тяготения. Закон сохранения механической энергии
  • •Тема 6. Основы термодинамики
  • •Тема 7. Основы электродинамики
  • •Тема 8. Основы электромагнетизма
  • •Тема 9. Основы оптики
  • •Раздел II. Химия – наука о веществах
  • •Тема 10. Значение химии. Введение в химию
  • •Тема 11. Химические реакции неорганических веществ
  • •Тема 12. Химические особенности кислорода и водорода. Их значение для человека
  • •Тема 13. Растворение твердых веществ и газов
  • •Тема 14. Теоретические основы органической химии
  • •Тема 15. Предельные и непредельные углеводороды
  • •Тема 16. Ароматические углеводороды, спирты и карбоновые кислоты
  • •Тема 17. Основные жизненно-необходимые вещества в организме человека
  • •Раздел III. Биология – наука о жизни (живой природе)
  • •Тема 18. Общие представления о жизни (живой природе)
  • •Тема 19. Уровни организации живой природы. Эволюция живого
  • •Тема 20. Клетка – единица строения и жизнедеятельности организма
  • •Тема 21. Системы органов человека и их функционирование
  • •Тема 22. Индивидуальное развитие организма
  • •Тема 23. Предупреждение заболеваний органов человека
  • •Раздел IV. Основы экологических знаний
  • •Тема 24. Основы экологических знаний. Значение и проблемы загрязнения воды
  • •Тема 25. Значение атмосферы и проблемы ее загрязнения
  • •Тема 26. Экология питания человека
  • •Планы уроков Введение в Естествознание
  • •Тема 1. Введение в дисциплину «Естествознание». Значение естествознания для профессиональной подготовки.
  • •1. Введение в дисциплину «Естествознание».
  • •2. Основные науки о природе (физика, химия, биология, экология), их сходство и отличия.
  • •3. Значение естествознания для профессиональной подготовки.
  • •Тема 2. Основы естественнонаучного познания.
  • •1. Основы научной деятельности.
  • •2. Структура научного познания.
  • •3. Основные методы научного исследования.
  • •Тема 3. Естественнонаучные законы природы.
  • •1. Объективные законы природы – основа естествознания.
  • •2. Дискретная (атомно-молекулярная) основа движения и взаимодействия тел и веществ.
  • •Раздел I. Физика – наука о движении и взаимодействии тел.
  • •Тема 4. Механическое движение. Законы Ньютона.
  • •1. Физика и ее научный предмет.
  • •2. Механика. Механическое движение.
  • •3. Законы динамики Ньютона.
  • •Тема 5. Закон всемирного тяготения. Закон сохранения механической энергии.
  • •1. Закон всемирного тяготения. Силы в природе: упругость, трение, сила тяжести.
  • •2. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
  • •3. Закон сохранения механической энергии. Потенциальная и кинетическая энергия.
  • •4. Работа и мощность.
  • •5. Механические волны, звук.
  • •Тема 6. Основы термодинамики.
  • •1. Агрегатные состояния физических тел.
  • •2. Тепловые процессы.
  • •3. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Законы термодинамики.
  • •4. Тепловые машины, их применение.
  • •Тема 7. Основы электродинамики.
  • •1. Электричество. История открытия.
  • •2. Основы электродинамики.
  • •3. Постоянный электрический ток.
  • •Тема 8. Основы электромагнетизма.
  • •1. Основы электромагнетизма.
  • •2. Переменный электрический ток.
  • •3. Электромагнитные волны.
  • •Тема 9. Основы оптики
  • •1. Развитие представлений о природе света.
  • •2. Законы прямолинейного распространения света.
  • •3. Дисперсия света. Цвет и свет.
  • •4. Волновые свойства света.
  • •5. Свет как поток частиц.
  • •Раздел II. Химия – наука о веществах.
  • •Тема 10. Значение химии. Введение в химию.
  • •1. Общие теоретические основы химии.
  • •2. Развитие химии, как науки. Исторический экскурс.
  • •3. Химия наука о веществах.
  • •Тема 11. Химические реакции неорганических веществ.
  • •1. Химические особенности неорганических веществ.
  • •2. Разновидности химических реакций.
  • •Тема 12. Химические особенности кислорода и водорода. Их значение для человека.
  • •1. Кислород и его химические свойства.
  • •2. Применение кислорода.
  • •3. Водород и его химические свойства.
  • •4. Применение водорода.
  • •Тема 13. Растворение твердых веществ и газов.
  • •1. Растворение и растворы.
  • •2. Понятие растворимости вещества.
  • •3. Концентрация раствора.
  • •4. Поведение веществ в растворах.
  • •Тема 14. Теоретические основы органической химии.
  • •1. Органические соединения и их значение.
  • •2. Основы теории строения органических соединений.
  • •Тема 15. Предельные и непредельные углеводороды.
  • •1. Предельные углеводороды.
  • •2. Непредельные углеводороды.
  • •Тема 16. Ароматические углеводороды, спирты и карбоновые кислоты.
  • •1. Ароматические углеводороды.
  • •2. Спирты и карбоновые кислоты.
  • •Тема 17. Основные жизненно-необходимые вещества в организме человека.
  • •1. Органические вещества в организме (белки) и их значение.
  • •2. Органические вещества в организме (жиры и углеводы) и их значение.
  • •Раздел III. Биология – наука о жизни (живой природе).
  • •Тема 18. Общие представления о жизни (живой природе).
  • •1. Биология – естественная наука.
  • •2. Понятие жизни и организма.
  • •Тема 19. Уровни организации живой природы. Эволюция живого.
  • •1. Уровни организации живой природы.
  • •2. Биосфера – глобальная экосистема Земли, источник жизни.
  • •3. Эволюция живого. Движущие силы эволюции.
  • •Тема 20. Клетка – единица строения и жизнедеятельности организма.
  • •1. Определение клетки. История открытия.
  • •2. Строение клетки. Обмен веществ и энергетическая функция.
  • •3. Молекула днк – носитель наследственной информации.
  • •Тема 21. Системы органов человека и их функционирование.
  • •Тема 22. Индивидуальное развитие организма.
  • •1. Онтогенез человека – индивидуальное развитие.
  • •2. Этапы развития человека в онтогенезе.
  • •3. Половое созревание. Продолжение жизни.
  • •Тема 23. Предупреждение заболеваний органов человека.
  • •1. Предупреждение пищевых отравлений.
  • •3. Болезни органов дыхания и их профилактика.
  • •4. Причины нарушения осанки и развития плоскостопия.
  • •5. Влияние наркогенных веществ на развитие и здоровье человека.
  • •Раздел IV. Основы экологических знаний.
  • •Тема 24. Основы экологических знаний. Значение и проблемы загрязнения воды.
  • •1. Экология как наука.
  • •2. Вода и ее свойства.
  • •Тема 25. Значение атмосферы и проблемы ее загрязнения.
  • •1. Понятие воздуха и атмосферы.
  • •2. Воздействие атмосферы Земли на организм человека.
  • •3. Понятие и типы климата. Климатические пояса Земли.
  • •4. Экология атмосферы.
  • •Тема 26. Экология питания человека.
  • •1. Экология питания человека.
  • •2. Значение витаминов для организма.
  • •3. Пищевые добавки и генетически модифицированные организмы.
  • •Методические рекомендации по изучению учебного предмета и организации самостоятельной работы студентов
  • •Целями выполнения письменных домашних заданий в 1 семестре является:
  • •Порядок и правила выполнения и оформления письменных домашних заданий по естествознанию в 1-м семестре.
  • •Обязательные правила оформления письменных домашних заданий.
  • •Структура ответов при решении задач письменных домашних заданий
  • •Критерии оценки письменных домашних заданий в 1 семестре.
  • •Примерные варианты письменных домашних заданий в первом семестре: Письменное домашнее задание №1
  • •Письменное домашнее задание №2
  • •Письменное домашнее задание №3.
  • •Порядок и правила выполнения и оформления письменных домашних заданий по естествознанию во 2-м семестре.
  • •Критерии оценки письменных домашних заданий во 2 семестре.
  • •Примерные направления исследований для выполнения письменных домашних заданий по естествознанию во втором семестре.
  • •Глава 1 с выводами (пдз №5 и №6)
  • •Глава 2 с выводами – третья (практическая) задача решается в процессе выполнения пдз№7.
  • •Вопросы для подготовки к дифференцированному зачету
  • •Литература
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *