Опубликовано

Состав ковров какой лучше

Красивые и прочные ковры используются для того чтобы правильно зонировать помещение, разделить его на несколько функциональных зон. Они также помогают украсить интерьер и справиться со многими проблемами, в том числе, с холодным полом. Когда покрытие на пола подобрано правильно, в помещении будет просто удобнее находиться.

Мы рекомендуем вам обратить внимание на то, что сегодня вы можете приобрести турецкие ковры в Москве и подобрать нужную вам модель среди десятка представленных, разнообразных и отличающихся по материалам исполнения и плотности плетения.

Такое разнообразие товаров всегда приводит к тому, что клиентам оказывается очень непросто выбрать то самое изделие, которое подходит по всем параметрам. Давайте попробуем разобраться, как определить качество ковра, который вы хотите купить для своего дома.

5 признаков качественного ковра

На то, что перед вами качественное изделие, указывает сразу несколько важных параметров:

1. Равномерная высота ворса. По всей поверхности ковра он должен располагаться примерно на одном уровне, если только сильные перепады высот не задуманы производителем. Во втором случае, в описании так и будет указано, что продукт с рельефным ворсом.

2. Качество ворса.

Виды ковров — классификация и разновидности

Недобросовестные продавцы часто экономят именно на том, что предлагают клиентам ковры с низкокачественной основой или главным материалом изготовления. Следствием становится то, что петли постепенно вылезают на поверхность или все изделие создает слишком много пыли.

3. Качество коврового покрытия. Если перед вами надежный вид изделия, оно будет хорошо принимать форму даже после того, как произошла деформация. Стоит обратить внимание на то, что некоторые виды искусственных материалов по умолчанию медленно возвращаются к прежнему состоянию, и для них полосы на местах сгиба не будут считаться чем-то критичным. Разумеется, при условии, что постепенно такая полоса все-таки разгладится.

4. Отсутствие неприятного запаха. Если от изделия исходит резкий химический запах, от которого будет непросто избавиться – это плохой сигнал. Помните, что если хороший ковер и пахнет, то такой «аромат» быстро улетучивается и в помещении становится гораздо проще дышать.

5. Равномерность цвета. Здесь как с ворсом – все краски должны быть нанесены ровно, без слишком ярких или слишком темных участков. Если такие все-таки есть, это указывает на то, что перед вами ковер низкого качества.

Просто учитывайте все эти особенности для того, чтобы купить турецкие ковры в Москве и подобрать оптимальный вариант среди множества предложенных.

Категория: Одежда

Ковровые изделия — это художественные текстильные изделия бытового или хозяйственного назначения.

Ковры — это текстильные многоцветные художественные изделия прямоугольной, овальной, круглой формы, с орнаментальным рисунком замкнутой композиции в центральном поле, обрамленном каймой. Ковры используются для украшения и утепления жилищ, для покрытия полов, стен, мебели, лошадей, мотоциклов, сидений автомобилей и др.

По способу производства различают ковровые изделия ручного и машинного производства.

Выработка ручных художественных ковров известна с давних времен, о чем свидетельствуют памятники культуры. Возникло ручное ковроткачество в Китае, затем в Средней Азии. Большой популярностью пользуются иранские ручные ковры, которые занимают большую часть современного экспорта. Вырабатываются ручные ковры в Индии, Турции, Болгарии, Венгрии, из ручных ковров бывшего СССР высоким качеством отличаются туркменские ковры. Кроме того, ковры вырабатываются в Таджикистане, Азербайджане, Армении, Грузии, Украине, Молдавии, а также в Российской Федерации — дагестанские, курские, воронежские, тульские, тамбовские, тюменские и др.

Ручные ковры ткутся на простых ручных ковроткацких станках горизонтального и вертикального типов, могут быть ворсовые и безворсовые. Безворсовые ковры образуются одной системой нитей основы и утка, ворсовые имеют дополнительно ворсовые нити — они формируют рисунок ковра. На каркас ковра используют: для основы — шерстяную, хлопчатобумажную, льняную и другую пряжу; для утка — шерстяную, хлопчатобумажную, шелковую пряжу. Основным видом сырья для изготовления ковровой (ворсовой) пряжи является шерсть овечья (грубая и полугрубая весенней стрижки), козья, верблю-

жья, Шерстяное волокно должно быть грубым, упругим, устойчивым к сминанию, способным противостоять интенсивным нагрузкам, а также хорошо окрашиваться.

Машинные ковры бывают ворсовые, безворсовые и комбинированные. Для их производства используются различные виды сырья: хлопок, лен, пенька, шерсть, вискоза, мтилон-В, медно-аммиачное волокно, капрон, нитрон, лавсан, хлорин, полипропилен и др.

Машинные ковры классифицируются по различным признакам.

По способу производства — на тканые (жаккардовые двух-полотные, прутковые, аксминстерские (жаккардовые и трубчатые), ленточные, лирофлор) и нетканые (прошивные-тафтинго-вые, трикотажные, иглопробивные, клеевые, флокированные, вязально-прошивные, малимо и др.).

По назначению — на настенные, напольные декоративные, напольные застилочные.

По виду применяемого сырья для ворсовой основы — на чистошерстяные (из грубой и полугрубой шерсти); полушерстяные (из полугрубой, грубой шерсти и химических волокон); химические — из элементарных химических волокон и нитей.

По высоте ворсового покрова — на низковорсовые ниже 4 мм; средневорсовые от 4 до 6 мм; высоковорсовые от 6 до 10 мм.

По плотности — количеству ворсовых пучков на 1 дм2 ковра от 1000 до 3600 ворсовых пучков.

По характеру ворсового покрова — на с разрезным ворсом; с неразрезным ворсом; с комбинированным ворсом (ворс разрезной и неразрезной); с рельефным ворсом (разная высота ворса).

По характеру формирования рисунка ворсовой поверхности — на с узорчатым тканым рисунком, формируемым жаккардовой машиной; с узорчатым тканым рисунком, формируемым ворсовой пряжей, установленной по рисунку на бесконечной цепи (аксминстерский способ); с набивным рисунком, формируемым на ворсовой поверхности методом печати; с рельефным рисунком, формируемым различной высотой ворса; с рисунком, формируемым аффектирующими нитями; с меланжевым эффектом.

По характеру закрепления ворсовых пучков (для тканых изделий) — на с одно-, двух-, трехниточным закреплением ворсовых пучков; с вкладным ворсом.

По видам дополнительной обработки — на малоусадочные, несминаемые, молеустойчивые, противогнилостные.

По композиционному построению орнамента различают следующие группы ковровых изделий:

 с геометризованным рисунком орнамента: узоры и мотивы этих изделий представляют собой многоугольники, ромбы, 8-угольники, квадраты, прямоугольники, якоря, звезды и др.;

 с цветным, растительным и животным орнаментом — с богатым колористическим оформлением;

 с одним — тремя медальонами.

Советы по выбору ковра

Медальоны имеют форму многогранника, овальную или почти круглую и заполняют все среднее поле ковра;

 вазонные — главным мотивом ковра этой группы являются небольшие вазоны с цветами (один или несколько с различными дополнениями растительного или животного происхождения);

 садовые ковры, в которых воспроизводятся характерные садовые насаждения в сочетании с архитектурными строениями — водные бассейны, каналы, аллеи, водоплавающая птица, рыба, животные и др.

По качеству ковровые изделия должны соответствовать требованиям нормативно-технической документации. Качество ковровых изделий оценивают в соответствии с их показателями, которые должны определять эксплуатацирнные свойства, характеризующие устойчивость ковровых изделий к климатическим и механическим воздействиям, износоустойчивость, художественно-эстетические и другие потребительские свойства. Показатели качества подразделяют на общие — обязательные для всех видов ковровых изделий ( состав сырья в ворсовой пряже, плотность изделия, ширина дорожки или размеры изделия в сантиметрах, масса 1 м2 изделия в граммах, устойчивость окраски ворсовой поверхности, стойкость к истиранию, кондиционная влажность изделия в процентах, художественно-эстетические показатели) и дополнительные (прочность закрепления ворса, разрывная нагрузка, высота ворса, коэффициент заполнения в процентах, стойкость ворсового покрытия к смятию, стойкость к образованию пиллинга, жесткость, усадка, теплозащитные свойства, коэффициент звукопоглощения, электризу-емость, молеустойчивость, противогнилостность, стойкость к загрязнению и др.).

Нормы на общие и дополнительные показатели качества ковров и ковровых изделий должны устанавливаться в соответствии с их назначением, учетом сырья, структуры, способа производства и т.д.

Ковры и ковровые изделия в зависимости от степени качества делятся на 1-й и 2-й сорт.

Сортность ковровых изделий определяется суммой баллов при оценке дефектов, которые состоят из суммы баллов за дефекты внешнего вида и суммы баллов за

отклонения от физико-механических показателей. В первом сорте допускается 6 баллов, во втором — 16.

Красивые и прочные ковры используются для того чтобы правильно зонировать помещение, разделить его на несколько функциональных зон. Они также помогают украсить интерьер и справиться со многими проблемами, в том числе, с холодным полом. Когда покрытие на пола подобрано правильно, в помещении будет просто удобнее находиться.

Мы рекомендуем вам обратить внимание на то, что сегодня вы можете приобрести турецкие ковры в Москве и подобрать нужную вам модель среди десятка представленных, разнообразных и отличающихся по материалам исполнения и плотности плетения.

Такое разнообразие товаров всегда приводит к тому, что клиентам оказывается очень непросто выбрать то самое изделие, которое подходит по всем параметрам. Давайте попробуем разобраться, как определить качество ковра, который вы хотите купить для своего дома.

5 признаков качественного ковра

На то, что перед вами качественное изделие, указывает сразу несколько важных параметров:

1. Равномерная высота ворса. По всей поверхности ковра он должен располагаться примерно на одном уровне, если только сильные перепады высот не задуманы производителем. Во втором случае, в описании так и будет указано, что продукт с рельефным ворсом.

2. Качество ворса. Недобросовестные продавцы часто экономят именно на том, что предлагают клиентам ковры с низкокачественной основой или главным материалом изготовления. Следствием становится то, что петли постепенно вылезают на поверхность или все изделие создает слишком много пыли.

3. Качество коврового покрытия. Если перед вами надежный вид изделия, оно будет хорошо принимать форму даже после того, как произошла деформация. Стоит обратить внимание на то, что некоторые виды искусственных материалов по умолчанию медленно возвращаются к прежнему состоянию, и для них полосы на местах сгиба не будут считаться чем-то критичным. Разумеется, при условии, что постепенно такая полоса все-таки разгладится.

4. Отсутствие неприятного запаха. Если от изделия исходит резкий химический запах, от которого будет непросто избавиться – это плохой сигнал.

Как правильно выбрать ковер ручной работы

Помните, что если хороший ковер и пахнет, то такой «аромат» быстро улетучивается и в помещении становится гораздо проще дышать.

5. Равномерность цвета. Здесь как с ворсом – все краски должны быть нанесены ровно, без слишком ярких или слишком темных участков. Если такие все-таки есть, это указывает на то, что перед вами ковер низкого качества.

Просто учитывайте все эти особенности для того, чтобы купить турецкие ковры в Москве и подобрать оптимальный вариант среди множества предложенных.


Рубрика: Ремонт › Пол › Ковролин
Дата: 2012-12-05 09:53:08
Очень распространены ковры с ворсом. Бывает несколько разновидностей подобных ковров. Какими же недостатками и достоинствами отличаются ковры с разным ворсом? Выбор ковров действительно поражает – дизайнерские, антикварные и искусственно состаренные. Ковер может выполнять отличную функцию по зонированию интерьера. Так, состоящую из пары кресел, дивана и камина зону отдыха можно обозначить при помощи ковра. Как же это сделать?

Для начала нужно выбрать правильный размер ковра: он должен быть немного меньше зоны, которую вы хотите выделить. Кроме того, ковер должен оставаться единственным ярким акцентом в вашем интерьере. Вы не должны перестараться ни в коем случае. Яркий ковер не стоит использовать вместе с нестандартной мебелью или яркими стенами, привлекающими внимание. Если вы хотите создать уютную атмосферу, выбирайте спокойную классику. Отличным вариантом в этом случае станет ковер в цвет обивки мебели или пола.

Материал ворса

Напольные ковры состоят из ворса и основы. Как правило, ковры классифицируются по верхнему слою. Ворс может быть не только натруальным, и синтетическим. Самыми износостойкими материалами являются нейлон и шелк. Шерсть очень легко чистится, а полипропилен признан самым антистатичным материалом, стойким к загрязнениям. Он же отличается и приемлемой ценой. Если вы предпочитаете роскошь, обратите внимание на напольные ковры с шелковым ворсом. Они являются самыми дорогостоящими.

Высота ворса

Напольные ковры условно делятся на 3 группы:

1) Коротковорсовые ковры, высота ворса которых не превышает 5 мм. Обычно они выпускаются в виде ковровых дорожек. Такие ковры не требуют особого ухода, и отличаются долговечностью.

 2) Средневорсовые ковры, высота ворса которых находится в пределах 5-15 мм. Они мягче, и по этой причине требуют бережного обращения. Но в целом они очень практичны. Такие ковры лучше всего подходят для детской комнаты.

 3) Высоковорсовые ковры, высота ворса которых достигает 15 мм. Они требуют особенного обращения. Такие ковры очень мягкие и прекрасно подходят для спальни.

Внешний вид ворса

На коврах петли ворса могут быть разрезанными или неразрезанными. Но бывают и комбинированные варианты.

Функциональное назначение ковра будет зависеть от структуры ворса: станет он просто теплоизолятором или стильным элементом интерьера. От этого же параметра будет зависеть и стоимость готового изделия. Сложнее в производстве многоуровневый ворс, именно поэтому такой ковер будет стоить дороже.

Благодаря многоуровневой стрижке можно получить замысловатые узоры, при этом не прибегая к окрашиванию.

Типы ворса

Петлевой многоуровневый. Такое покрытие имеет петли различной длины, образующие рельефный рисунок. Ковер, имеющий такой ворс, в уходе очень требователен.

Как определить ковер ручной работы: определяем качество персидского ковра

Ему необходимо бережное обращение. Его ни в коем случае нельзя сминать, иначе красивый рельеф исчезнет.

Петлевой одноуровневый. Петли такого покрытия не разрезаны. Они отличаются одинаковой длинной.

Плотность ворса. Срок службы ковра будет зависеть от плотности ворса. И чем ближе волокна друг к другу расположены, тем дольше изделие будет сохранять свой цвет, форму и упругость. Мерой плотности является расстояние по ширине и длине. Чаще всего они находятся в пределах 680-2584 г/кв. м.

Скролл. Эти многоуровневые ковры состоят из разноцветных нитей. Врос, при этом, иногда подстригается.

Велюр. Это разрезанный, короткий ворс, создающий однотонную и гладкую поверхность. Велюр относится к самым простым в уходе коврам. Но на нем всегда заметна грязь.

Саксони представляет собой стриженый ворс, имеющий характерную «зернистую» поверхность, которая является разновидностью фризе.

Шэг является разновидностью саксони. У него довольно грубый и высокий ворс.

Cut-loop (кат-луп). Это неразрезные и разрезанные высокие и низкие петли, комбинирующиеся между собой.

Фризе отличается высоким, сильно скрученным ворсом, который также называется кудрявым. Такие ковры очень красивы, но действительно сложны в уходе. Кроме того, на нем заметны все пятна.

Статья представлена НКО «Sobn»

Строительный портал Москвы и столичного региона Sobn Сайт предназначен для тех кто задумал сделать ремонт своими руками но в некоторых…

Контактное лицо: Non Grata

Адрес: Москва, Стромынка ул., дом 21, корп 1

Телефон: (8 495) 999–99–99

Написать намТариф Стандарт

Когда выбор осуществляется между синтетическим и натуральным ковром, сделать его не просто. Чтобы этот вопрос решился быстро необходимо понимать, чем отличаются данные ковровые покрытия и какой из них лучше всего подходит для дома – искусственный или синтетический.

Характеристика ковровых покрытий рассматривается по следующим параметрам: стойкость к пятнам, срок службы, экологичность и стоимость. Рассмотрим каждый из этих параметров.

Стойкость к пятнам.

С шерстяного ковра на много проще вывести различные пятна, в том числе пятна от вина. Это связано с тем, что шерсть это материал, которые не впитывает в себя частицы от еды, напитков и других  предметов, которые могут оставить пятно. При образовании пятна на натуральном покрытии достаточно вовремя удалить его при помощи обычной воды. Синтетическое покрытие моментально впитает в себя пятна и вывести его достаточно трудно, даже если использовать чистящие средства.

Срок службы.

Натуральное покрытие имеет большой срок службы, чем синтетическое. С чем это связано? При производстве синтетических ковров используются  ненатуральные добавки, которые быстро приводят ковер в непригодное состояние. Кроме того, пятна с такого ковра удалить трудно, соответственно, любая хозяйка через некоторое время решит поменять ковер. Натуральный ковер в различных условиях останется как новый, главное правильно за ним ухаживать (не использовать влажную уборку).

Экологичность.

По этому параметру   все более и менее понятно. Шерстяной  ковер это натуральный материал, который безопасен для обитателей дома по сравнению с синтетическим ковром.

Стоимость.

Шерстяной ковер стоит дороже, чем синтетический.

Как определить качество ковра?

При выборе коврового покрытия этот параметр стоит рассматривать исходя из материальных возможностей. Если семейный бюджет позволяет приобрести шерстяной ковер, то рекомендуем обратить внимание на шерсть новозеландских овец. Ковры из такой шерсти обладают высокими характеристиками.

Исходя из данных параметров, можно сделать вывод, что шерстяной ковер для дома лучше, нежели синтетический. Но цветовая гамма и дизайн натуральных покрытий ограниченный. Синтетические ковры имеют больше дизайнерских и цветовых возможностей.

Виды основ для ковра

Чтобы научиться правильно выбирать ковры, важно разбираться, на основе какого материала они сделаны.

Основы для ковров подразделяются на первичную и вторичную. Первичная основа представляет собой синтетический материал, который держит ворс. Данная основа применяется во всех видах ковровых покрытий, которые изготавливаются методом тафтинга. Основа может быть тканной и нетканной. После первичной основы идет закрепляющий слой, который улучшает фиксацию ворса ковра. Для закрепления ворса применяют латекс или ПВХ.

Вторичная основа это самый нижний слой коврового покрытия, который виден человеку. Данный слой улучшает износостойкость, эластичность, звукоизоляцию, упругость и делает покрытие менее скользким. Данная основа изготавливается из джута, войлока, винила и других натуральных и синтетических материалов.

Джутовая основа для ковровых покрытий  является натуральным материалом, который обеспечивает безопасность и экологичность в помещениях. Благодаря данному свойству, ковры с джутовой основой рекомендуют стелить в жилых помещениях, таких как детская, спальня, гостиная, зал и т. д. Не рекомендуют использовать ковровое покрытие в помещениях с большой проходимостью (офисы, торговые центры, предприятия и т.д.)

Виниловая основа обеспечивает ковровому покрытию высокую износостойкость, долговечность и практичность. Это позволяет стелить напольное покрытие в коммерческих помещениях с высокой проходимостью (офисы, лестницы, тамбур, лестничные площадки и т.д.). В таких покрытиях ворс надежно впаян в основу.

Джутовая основа для ковровых покрытий из синтетического материала обладает высокими эксплуатационными свойствами. Но этих свойств можно добиться только при правильном уходе за ним. Ковровое покрытие нельзя чистить моющим пылесосом или применять другие методы влажной уборки, потому что основа начнет плесневеть и отслаиваться.

Войлочная основа обладает высокими звукоизоляционными и теплоизоляционными свойствами. Рекомендуют укладывать ковровые покрытия с войлочным основанием, как в жилых помещениях, так и в общественных местах. Важным правилам долгой службы ковра является правильный уход и чистая обувь.

Интернет-издание "Выбор мой"

Терминология, относящаяся к коврам и ковровым изделиям

Прежде чем перейти к объяснению индивидуальных названий восточных ковров, целесообразно высказать ряд соображений по поводу различных названий, данных самому этому виду искусства.

Народы Средней Азии (древние кочевые тюркские и китайские племена), заложившие основы мирового коврового искусства, народы Ирана, Турции и Кавказа, творившие чудеса в ковроделии с технической и художественной точек зрения, употребляют различные термины для обозначения "большой ковер", "ковер". Но, к сожалению, следует отметить, что проблема терминологии, столь необходимая для объяснения истории развития коврового искусства, забыта и остается до сих пор в тени.

Как известно, на большой территории от Китая до Аравийского полуострова обитает множество различных народов, в том числе: китайцы, в Средней Азии в основном — тюркоязычные народы — уйгуры, киргизы, казахи, туркмены, узбеки; в Иране, Афганистане, Таджикистане — преимущественно фарсоязычные; на Кавказе — азербайджанцы, армяне, грузины, лезгины, курды, кабардинцы, осетины, ингуши, чеченцы; в Малой Азии — турки; на Арабском полуострове — арабы и определенный процент курдов. В этих местах в течение веков находятся десятки традиционных ковровых школ и сотни основных производственных пунктов. Естественно, что ковры и ковровые изделия обозначались там разными терминами. Многие книги под заголовком "Шарг халчалары" (Восточные ковры) написаны европейцами и американцами, то есть не восточными авторами. Безусловно, люди не знающие в достаточной степени восточные языки и особенно языки и диалекты тюркоязычных и фарсоязычных народов — основоположников мирового коврового искусства, обходили терминологические проблемы, даже не пытаясь их решать.

Автор данной монографии, который полвека своей жизни отдал изучению всех областей коврового искусства и который первый написал об этом, искусстве на своем родном азербайджанском языке, считает необходимым хотя бы вкратце изложить свои соображения по этому вопросу.

Результаты долгих исследований показывают, что восточные народы употребляют десятки отличающихся один от другого самостоятельных терминов, относящихся к коврам (местные диалекты сюда не входят). Самыми употребляемыми из них и понятными для всех считаются термины "гали", "хали" и "hали" .

Как известно, сотканные в восточных странах ковры называют так же, как называется город или село, в котором они созданы. Это связано, прежде всего с развитием торговли, главным образом внешней, со второй половины XIX века и, особенно, в последнюю четверть прошлого века. Традиция такого "называния", охватывающая приблизительно столетний период, нашла себе отражение не только в торговле, но и в литературе о ковровом искусстве. Например, десятки известных под различными названиями турецких ковров были объединены под названием "Анадолу", ковры, сотканные в различных ковровых центрах Ирана, были объединены под названием "Перс", десятки туркменских, узбекских, киргизских, афганских ковров с различными композициями, объединялись под названием "Орта Асия" ("Средняя Азия"), и, следовательно, круг их названий был ограничен. Это ограничение относится не только к коврам Турции, Ирана и Средней Азии. Оно относится также к ковровому искусству Азербайджана, Армении, Грузии, Дагестана и Чечено-Ингушетии. Таким образом, сотни ковров различных образцов, созданных в этих местах, получают название "Кавказ". Вполне возможно, это искусственное ограничение в названии, в какой-то степени было выгодно для купли-продажи. Но удивительно то, что европейские востоковеды в своих научных трудах о коврах повторяют эти названия.

Каждая страна, занимающаяся ковроделием, имеет свой, только ей присущий ковровый стиль и ковровые композиции. Каждый из них приобрел известность под тем названием, которое ему давали местные ковроткачи в течение веков. Большинство этих названий связано или с географическими особенностями, или с именами определенных лиц, или с названиями различных композиций. Не приходится сомневаться, что подлинным названием является то, которое дается ковру старейшими и искуснейшими мастерами. Приведем пример, который подтверждает эти слова.

Если ковровед считающий "Хорасан" и "Мешхед" самостоятельными ковровыми образцами, поедет в город Мешхед и закажет кому-либо из старейших ковроткачей ковер под названием "Хорасан" или "Мешхед"*, мастер-ковроткач окажется в замешательстве и ответит: "я никогда не ткал ковер с таким узором". Или он скажет: "Понятия не имею о таких коврах". Если этот человек даст аналогичный заказ кавказскому или среднеазиатскому ковроткачу, он получит такой же ответ.

* ()

Откуда же взялись эти названия и почему они не известны указанным ткачам?

Ясное дело, что первым владельцем каждого ковра является ковроткач, создавший его своим трудом. Вторым его владельцем становится покупатель, купивший его, чтобы использовать в быту. Как нам известно, покупатель в большинстве случаев приобретает ковер не непосредственно у ковроткача, а через спекулянта, маклера или через торговую сеть, которые служат посредниками между ними. Общеизвестно, что у большинства этих посредников знания в области коврового дела очень поверхностные. Словом, посредники, покупая ковер, оценивают его очень критически. Находят в нем всяческие "недостатки", "изъяны", говоря их языком, "убивают" товар; они даже уподобляют его какому-либо низкосортному дешевому ковру, название которого дают покупаемому ковру. Так, назвав иранский ковер "Кашаном" "Ширазом" или тебризский "Лячактурундж" — "Герйсом" или кубинский ковер "Чичи" назвав "Газахча", сильно занижают его цену. А когда эти так называемые "ковроведы"-маклеры сбывают приобретенный ими ковер, они, напротив, его расхваливают, — дают ему название ковра, известного высоким качеством, то есть "воскрешают" товар, который вчера "убивали", клянутся, божатся, что ковер самый высококачественный. Когда эти перекупщики не могут найти покупателя, они обращаются к купцам. Если перекупщика и здесь постигает неудача, он, поменяв маску, обращается к коллекционерам или даже в музейные фонды. Тут уж он рассказывает приукрашенную историю создания этого ковра, он уже не разменивается на такие "мелочи", как расцветка, технологические особенности или название. Например, говоря о ковре, сотканном в первой четверти нашего века, он относит его к восемнадцатому веку. Удивление вызывает тот факт, что целый ряд ковроведов, а также предприятий, которые организуют выставки ковров, сотрудники музеев и даже искусствоведы, пишущие книги б восточных коврах, тоже берут на веру фальшивые доводы и сужденья об искусстве этих спекулянтов и маклеров.

А теперь поговорим о деятельности ковроткача и мастера-создателя ковра, которые являются его первыми владельцами.

Как известно, на современном этапе во всех ковроткаческих пунктах Востока ковры производятся, как правило, целым коллективом мастеров (это не относится к коврам машинного тканья). Ковры и ковровые изделия фабрик и мастерских в большинстве случаев изготовляются по заказу владельцев торговых фирм. Владелец снабжает предприятие производственным оборудованием и всем необходимым сырьем. Эскизы-рисунки для этих ковров выполняются по заказу владельца фирмы, который исходит из повседневного рыночного спроса. Ткачи-мастера механически переносят на ковры узоры, нарисованные художниками на клетчатой бумаге. Таким образом, "творческая" деятельность ковроткачей выражается в быстроте тканья, точном перенесении узоров на ковер, чистом обрезании узлов, а иногда в умении сочетать краски. Поэтому если мы назовем современное ковровое производство коллективным, то не ошибемся. Безусловно, мы не против коллективного труда и, особенно, против коллективного творчества. Автор пятьдесят лет был ковроткачем, технологом, исследователем коврового дела, а также художником. Ему приходилось быть участником создания художественных ковров больших размеров, сотканных коллективно, и даже руководить такой коллективной работой. Не раз автор непосредственно наблюдал за созданием художественных ковров группой мастеров в Иране, Афганистане и в нашей стране, особенно у себя на Родине, в Азербайджане. Автор встречал талантливых, умелых ковроткачей, которые самостоятельно, независимо от кого бы то ни было, создавали оригинальные высококачественные ковры. Безусловно, их индивидуальный труд и исполнение отличаются от коллективного метода производства на фабриках. В этом случае один человек заготавливает все необходимое оборудование и сырье, является одновременно и техническим исполнителем, и художественным создателем ковра. Мастер-ковроткач сам стрижет выращенных им же породистых овец, чистит шерсть, особой гребенкой, вручную расчесывает ее и доводит до состояния "эльджима". Затем он прядет этот эльджим на прялке. При прядении мастер принимает во внимание плотность ткани будущего ковра, толщину нитей, их закрутку. Одним из основных требований является то, что нити основы должны быть закручены больше всего, нити утка — сравнительно меньше, а основные нити ("чин") т. е. лицевые (узловые), должны быть наименее закрученными. Чтобы добиться прочности и долговечности цвета лицевых нитей, составляющих основу ковра, мастер окрашивает их естественными красителями из растений.

Описанная процедура является, конечно, технической стороной процесса создания художественного ковра. Узор и композиция ковра заранее известны ковроткачу. Некоторые мастера заимствуют узор для своего ковра из стандартных ковровых узоров, имеющих массовый характер. Краски ковров подбираются мастером по вкусу, а также в соответствии с имеющимся запасом красителей.

Некоторые ковроткачи, изготовляющие стандартные ковры, заранее переносят на небольшие куски ковров фрагменты "Хырдагюль-чичи", "Няльбеки гюль", "Шильян" и другие с неширокими серединными полями и бордюрными каймами (рапортами) или часть увиденных у родственников и знакомых и очень им понравившихся "гелей" ковров (при этом узлы отсчитываются на обратной стороне ковра). Они называют эти куски ковра "узорами", или "коврами-образцами" (рис. 47), и время от времени используют их, когда ткут большие халы или ковры. Обычно этот способ, не имеющий ничего общего с художественным творчеством, применяется при тканье ковров на продажу.


Рис. 47. ‘Ковер образец’, составленный (слева) из фрагментов композиций ‘Багчада гюлляр’ (справа) ‘Нальбеки гюль’

Но составляющие меньшинство талантливые мастера с глубоким художественным мышлением относятся к ковроделию не стандартно, не шаблонно, а творчески, как и подобает истинным мастерам. Они внимательно следят за композицией ковра, обращают внимание на форму деталей и элементов, составляющих основу этих композиций, на расположение этих деталей и элементов и даже следят за тем, чтобы не нарушалось их симметричное расположение в композиции. Кроме того, эти мастера творчески относятся к цвету, придавая большое значение сочетанию цветов, что очень важно в искусстве ковроделия, если хотят, чтобы ковер доставлял человеку эстетическое удовольствие.

Шерстяные ковры: преимущества и недостатки, виды, особенности

Иногда, договорившись с талантливым художником, хорошо знакомым с технологическими особенностями ковроделия, эти искусные мастера и "полухудожники" создают ковер — произведение искусства. Само собою разумеется, что ковры, созданные такими искусными мастерами, самостоятельно или в сотрудничестве с художниками, уже не являются стандартными и шаблонными, это уже высококачественные произведения искусства. Такие ковры обычно предназначаются в подарок близкому человеку (а, возможно, в приданное) , их ткут по особому заказу. Следует также отметить, что подобные ковры не используются в быту. Они переходят из семьи в семью, из поколения в поколение и хранятся, как ценнейшие реликвии. И; наконец, любители искусства, желая увековечить это произведение, сдают его в музей.

А теперь рассмотрим этимологию названий, используемых тюрко-язычными народами в быту ковров и ковровых изделий различной выделки и разных видов и их этнографические особенности.

Как известно, для того, чтобы глубоко исследовать какую-либо область науки или искусства, совершенно необходимо кроме изучения общих понятий, тщательно изучить термины и выражения, применяемые в этой области. Чем более изучены, понятны и стабильны термины и выражения, используемые в каждом виде искусства, тем более плодотворной будет исследовательская работа.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *