Опубликовано

Смотровая яма в гараже

Содержание

Смотровая яма в гараже — особенности постройки, специфика обустройства

Так уж повелось, что автолюбители в нашей стране предпочитают «ковыряться» в своих «железных конях» самостоятельно, не всегда доверяя машину специалистам сервисных центров. Ведь и, правда, большинство работ по мелкому и среднему ремонту, а также периодическому сервисному обслуживанию можно выполнить самостоятельно. Если есть определенные навыки и желание, не обращаться же каждый раз при замене масла на СТО. Его вполне можно слить самостоятельно, для этого лишь понадобится смотровая яма.

Смотровая яма в гараже имеет ряд преимуществ, поможет решить множество вопросов самостоятельно, но имеет один существенный недостаток – является источником повышенной влажности. Даже хорошо гидроизолированная яма способствует образованию конденсата. Днище автомобиля, постоянно стоящего над смотровой ямой, сильно подвержено коррозии. Да и не только днище, но и такие важные несущие конструкции, как лонжероны могут сгнить «на раз» от постоянного воздействия влаги. Поэтому специалисты рекомендуют строить гараж таким образом, чтобы в нем было как минимум две зоны для автомобиля: одна с ямой – для ремонтных работ, другая – без ямы – для стоянки автомобиля. Если же это невозможно, тогда придется построить яму под машиной, но очень хорошо гидроизолировать ее.

Перед тем, как построить смотровую яму, в обязательном порядке выясните, каков уровень залегания грунтовых вод на местности. Если уровень грунтовых вод выше 2,5 м, от строительства смотровой ямы в построенном гараже придется отказаться. Если же строительство гаража еще не начиналось, а только планируется, тогда необходимо обустроить дренажную систему, которая будет отводить воды в коллектор или специальный колодец. Когда уровень залегания грунтовых вод ниже 2,5 м, никаких противопоказаний для строительства нет.

Смотровую яму необходимо держать закрытой, чтобы не повредить днище автомобиля исходящей из нее влагой

Важно! Всегда держите смотровую яму закрытой, когда она не используется. Как бы тщательно ее не гидроизолировали, все равно она является источником повышенной влажности. В жаркое лето яму можно осушить. Для этого, уезжая на несколько десятков часов, а лучше дней, оставьте ее открытой. А если есть возможность в загородном доме гараж тоже оставить открытым на несколько дней, будет еще лучше.

Оптимальные габариты смотровой ямы зависят от размеров автомобиля, роста и габаритов хозяина. Можно подогнать ширину ямы под нынешний автомобиль владельца, но это не всегда целесообразно. Ведь машины меняются, со временем захочется иметь новую, другую, а размеры смотровой ямы подогнаны под старую. Что делать? Сразу делать ширину более-менее стандартной.

Ширина смотровой ямы должна быть такой, чтобы учитывать размер колесной базы автомобиля и габариты ее хозяина. Если «база» более-менее стандартизирована, а хозяин имеет размеры не больше средних, тогда желательно сделать яму стандартных размеров. Для большинства автомобилей универсальная смотровая яма имеет ширину 75-80 см.

Глубина смотровой ямы рассчитывается в зависимости от роста хозяина. Она должна быть такой, чтобы, стоя в полный рост, было удобно «добраться» до любого агрегата. При этом, не нагибаясь и не приседая. Оптимальным считается, что глубину ямы необходимо сделать на 10-15 см больше, чем рост хозяина.

Важно! Желательно выкопать яму достаточно глубокой. Даже если глубина окажется слишком большой, в любой момент можно поднять пол или подложить что-то на дно ямы.

Смотровую яму необходимо располагать посередине относительно заезда в гараж для удобства маневрирования автомобилем

Длина смотровой ямы может колебаться в зависимости от длины автомобиля или предпочтений хозяина. Оптимальным считается яма на 1 м длиннее авто, чтобы было легко спускаться и подниматься из нее.

Важно! Яма может быть короткой, если ремонт планируется проводить вдвоем. И может быть длинной, если габариты гаража рассчитаны на два автомобиля в линию, расположенные «паровозиком».

Итого получаем, универсальная смотровая яма — размеры: 5/0,8/2. Где 5 м – длина, 0,8 м — ширина, 2 м — глубина.

Схема обустройства смотровой ямы в гараже

Перед началом строительства необходимо обязательно проверить уровень грунтовых вод. Если он выше 2,5 м, тогда будем делать дренажную систему. Если ниже 2,5 м, дренаж не нужен. Мы рассмотрим вариант строительства смотровой ямы, требующей дренажа грунтовых вод. Как мы уже говорили, это возможно только на этапе строительства самого гаража.

Устройство смотровой ямы в гараже начинается с рытья котлована:

  1. Рассчитываем глубину котлована, учитывая глубину смотровой ямы + толщину пола + толщину гидроизоляционного слоя + толщину «подушки». Для ширины котлована добавляем 40-50 см к ширине ямы. Выкапываем котлован со всеми припусками.
  2. Засыпаем 10 см слой гравия, трамбуем. Сверху засыпаем 5 см слой песка, тоже трамбуем.
  3. По периметру выкапываем дренажные траншеи глубиной 30-50 см.
  4. На дно траншей расстилаем полотно геотекстиля, заворачивая его края на 80 см за стены траншеи.
  5. Засыпаем 5 см слой гравия. Сверху укладываем специальные дренажные трубы.

Важно!

Чем закрыть яму в гараже

В качестве дренажных труб используются перфорированные керамические, пластмассовые и асбоцементные трубы. Для их функциональности при укладке делается уклон 1 см на 1 м погонный.

6. Засыпаем 20 см слой гравия и заворачиваем получившуюся конструкцию краями геотекстиля.

7. Будущий пол ямы засыпаем небольшим слоем глины, утрамбовываем.

8. Расстилаем рулонную гидроизоляцию. Подойдет и полиэтиленовая пленка, и рубероид.

9. Делаем опалубку для пола, устанавливаем армирующий каркас или сетку и заливаем бетоном. Желательно использовать водонепроницаемый бетон.

10. Когда пол полностью высохнет, еще раз гидроизолируем его.

Важно! Для возведения стен можно выполнить кирпичную кладку, а можно залить монолитный бетон. В случае с высоким уровнем грунтовых вод целесообразней будет сделать стены монолитными.

11. Поэтому на стены трамбуем слой глины, который будет служить нам глиняным замком.

12. Расстилаем гидроизоляцию, соединяем ее с гидроизоляцией пола, тщательно обрабатывая щели, стыки и края.

13. Готовим опалубку для стен, армируем ее и заливаем бетоном.

14. После полного высыхания приступаем к финишной отделке стен и пола. Можно оштукатурить стены, можно отделать их плиткой, стекловолокнистыми плитами и др.

15. Сверху устанавливаем так называемую страховочную рейку, чтобы машина не наехала на яму. Для этого можно использовать 60 мм металлический уголок. Из него свариваем каркас по длине и ширине ямы. Укладываем его на яму и бетонируем.

Каркас из металлического уголка будет опорой для закрывающих яму досок

16. Каркас из уголка будет служить нам не только страховкой, но и удобной опорой для закрывающих яму досок. Покупаем доски минимум 40 мм толщиной. Подстругиваем их до необходимого размера и укладываем в каркас.

Важно! Если использовать доски меньшей толщины, то при случайном наезде на них автомобиля, они треснут. А доска «сороковка» или даже «пятидесятка» смогут легко выдержать наезд 2 тонного транспорта.

Для лучшей гидроизоляции смотровой ямы можно растянуть над ней толстую полиэтиленовую пленку и придавить ее досками, устанавливая их в каркас. Такая хитрость поможет избежать образования конденсата на днище автомобиля.

Приставная лестница из окрашенного металла удобна в эксплуатации: ее можно приставить к любой стене и легко вынуть при необходимости

Для удобства спуска в яму в ней можно предусмотреть ступеньки с удобной для хозяина стороны. А можно сделать приставную лестницу, которая не будет занимать много места и легко вынимается при необходимости. Лестницу нежелательно делать деревянной из-за повышенной влажности в яме. Оптимальной будет железная окрашенная лестница.

Если Вас интересует, существуют ли какие-то документы, регламентирующие устройство смотровой ямы в гараже, то ответ – да. Такие документы есть, с их перечнем можно ознакомиться в таблице №1.

Нормативные документы, регламентирующие строительство и эксплуатацию смотровых ям

Помните, решить, обустраивать смотровую яму в гараже или нет, желательно еще до начала строительства гаража. Это позволит выполнить все необходимые рекомендации по обустройству гидроизоляции и дренажным работам. Построенная по всем правилам смотровая яма сохранить автомобиль от нежелательного влияния влаги.

Понравилась статья? поделитесь ей в соц. сетях

Сервисное обслуживание и ремонт автомашин предполагает наличие смотровой ямы. Находясь в ней, автовладелец либо механик, если это сервисная станция обслуживания либо предприятие с собственным автопарком, получает возможность проводить как мелкие, так и средней сложности ремонтные работы. Наличие смотровой ямы позволяет провести осмотр следующих узлов авто:

  • днища;
  • ходовой части;
  • глушителя;
  • коробки передач;
  • выхлопной трубы;
  • поддона картера.

Она представляет собой углубление в основании (полу) гаража. Удобство пользования и возможность проведения тех или иных ремонтных работ, в том числе и осмотра днища в профилактических целях, обусловлено не только наличием достаточного освещения, но и обзора. Последнее отражается в правильном выборе габаритов смотровой ямы.
Невозможность стоять в полный рост, проводя осмотр, либо, наоборот, дотянуться до днища делают сооружение абсолютно бесполезным. Это касается и тех случаев, когда длина ямы не позволяет произвести полный осмотр днища.

Какие государственные стандарты и нормы на смотровые ямы существуют?

Нормативные документы относительно оснащения смотровой ямы касаются исключительно предприятий, занимающихся осмотром автомобильной техники.

Смотровая яма в гараже своими руками: размеры, гидроизоляция, строительство в фото-отчете

Они предполагают то, что это сооружение является частью технической базы, поэтому подлежит соответствующей регистрации, полному соответствую имеющихся ГОСТов.

Существует всего несколько таких документов. В нормативных актах в большей степени затрагивают правила относительно освещения и схемы вентиляции, безопасности, нежели габаритов. Если сооружение оборудуется не с целью ведения коммерческой деятельности, соблюдения предписаний этих документов не требуется. Иначе необходимо изучить соответствующую нормативную базу.

Отсутствие необходимости регистрировать гараж со смотровой ямой не означает того, что она может возводиться в произвольном порядке. Существуют определенные нормы, от которых зависит безопасность и удобство эксплуатации сооружения. Немаловажным фактором является и решение вопроса относительно того, какие автомобили предполагается обслуживать — легковые и/или грузовые. Это определяет габариты будущей конструкции.

Особенности обустройства смотровой ямы

Основным нюансом «возведения» смотровой ямы является нахождение уровня грунтовых вод. Существует определенный стандарт, согласно которому он не должен пролегать на отметке в 2,5 метра от уровня почвы. Когда грунтовые воды располагается именно в этих пределах, смотровую яму делать нельзя.
Никакие меры предосторожности не смогут защитить автомобиль от образуемой и скапливаемой на дне сооружения влаги. Альтернативным вариантом смотровой яме в такой ситуации становится эстакадная конструкция, которую располагают неподалеку от гаража, то есть на улице.
Это касается и индивидуальных гаражей, и предприятий, на которых занимаются техническим и сервисным обслуживанием транспортных средств. Иначе коррозийные процессы станут неизбежными, что является недопустимым.

Каких размеров должна быть смотровая яма?

При расчете габаритов сооружения, определяемых тремя параметрами, руководствуются нижеследующими данными:

  • Глубина. Высота от дна ямы должна быть на 10-15 сантиметров выше роста человека. Это оптимальный показатель глубины, позволяющий производить ремонтные работы и осмотр транспортного средства без необходимости тянуться, нагибаться, приседать.
  • Ширина. Этот показатель смотровой ямы напрямую привязан к габаритами транспортного средства, а, точнее, к размеру колесной пары. Его можно замерить самостоятельно, но, учитывая то, что в будущем автовладелец возможно захочет сменить марку авто, следует выбирать оптимальную ширину. Это особенно актуально для СТО и прочих предприятий, обслуживающих разные модели транспортных средств.
  • Длина. Определяет удобство спуска в смотровую яму и обеспечивает обзор всего днища. В процессе проектирования, как правило, предусматривают оснащение сооружения ступенями либо лестницей. Чтобы спуск был удобен, длина должна превышать размер машины как минимум на 1 метр.

Эти параметры вариативны. Они зависят от типа транспортного средства, с какими целями используют смотровую яму — личных или коммерческих.

Длина, ширина, глубина смотровой ямы на СТО

Индивидуальное возведение сооружения отличается от аналогичного на станциях технического обслуживания. Если автовладелец может самостоятельно корректировать габариты под собственные нужды и параметры личного автомобиля, на СТО обслуживают различные марки машин, что накладывает требования по обустройству «универсальной» ямы.
Оптимальными размерами сооружения на станциях техобслуживания считаются следующие показатели:

  • ширина — 1000;
  • длина — 5500;
  • высота — 1800.

Все размеры указаны в миллиметрах. Следует учитывать, что параметр глубины для станций технического обслуживания считается до поверхности расположения колес во время ремонта, а не до уровня пола. Это обусловлено тем, что рабочая поверхности на СТО не всегда располагается в один уровнем с полом.

Размеры смотровой ямы для обслуживания крупногабаритных транспортных средств

Строительство ямы, которую предполагается использовать для обслуживания грузовых автомобилей, подразумевает несколько иные размеры. Расстояние между колесами у автомашин этой категории значительно отличается от модели к модели. Это значительно усложняет проектирование сооружения.
Вариантов расчета два. Первый предполагает взятие за «эталонную» величину показатели собственного автотранспорта и вычитание из нее 300-400 миллиметров. Если расчеты неверны, добираться до нужных узлов придется с трудом. Второй вариант подразумевает то, что яму оборудуют универсальной, усредняя параметры, то есть делают с шириной в 1000 мм, что позволяет осматривать авто и с базой в 120, и с базой в 80 см.

Габариты смотровой ямы для индивидуального (частного) гаража

Ширину можно делать под индивидуальные особенности колесной базы, но это не самый лучший вариант, поскольку авто рано или поздно приобретают новое, что не исключает выбор в пользу отличной от старой модели. Ее габариты могут быть несколько иными. Оптимальным вариантом станет ширина в 75-80 см. Это исключит какие-либо проблемы в будущем, позволит проводить осмотр даже микролитражек.

Необязательно ограничиваться длиной «плюс» 1 метр к габаритам автомобиля. В индивидуальном строительстве можно брать и большие размеры. Если площадь гаража позволяет, то часто оборудуют капитальный и удобный спуск с хорошей стационарной лестницей, а не приставной. Ступеньки можно сделать в коротком отрезке, если выбрать Г-образную форму. Это приведет к увеличению расходов на материалы, но сделает смотровую яму максимально удобной. Нишу можно делить не только вдоль, но и поперек.

Глубину нет смысла брать средних показателей. Владелец должен брать свой рост и прибавлять к нему 10-15 см, а лучше 25 сантиметров, учитывая необходимость прокладки гидроизоляции, что может забрать часть глубины. Если яма получается глубже, чем надо, настил поднимают на нужную высоту.

Инстаграм

Смотровая яма в гараже — особенности постройки, специфика обустройства

Так уж повелось, что автолюбители в нашей стране предпочитают «ковыряться» в своих «железных конях» самостоятельно, не всегда доверяя машину специалистам сервисных центров. Ведь и, правда, большинство работ по мелкому и среднему ремонту, а также периодическому сервисному обслуживанию можно выполнить самостоятельно. Если есть определенные навыки и желание, не обращаться же каждый раз при замене масла на СТО. Его вполне можно слить самостоятельно, для этого лишь понадобится смотровая яма.

Смотровая яма в гараже имеет ряд преимуществ, поможет решить множество вопросов самостоятельно, но имеет один существенный недостаток – является источником повышенной влажности. Даже хорошо гидроизолированная яма способствует образованию конденсата. Днище автомобиля, постоянно стоящего над смотровой ямой, сильно подвержено коррозии. Да и не только днище, но и такие важные несущие конструкции, как лонжероны могут сгнить «на раз» от постоянного воздействия влаги. Поэтому специалисты рекомендуют строить гараж таким образом, чтобы в нем было как минимум две зоны для автомобиля: одна с ямой – для ремонтных работ, другая – без ямы – для стоянки автомобиля. Если же это невозможно, тогда придется построить яму под машиной, но очень хорошо гидроизолировать ее.

Перед тем, как построить смотровую яму, в обязательном порядке выясните, каков уровень залегания грунтовых вод на местности. Если уровень грунтовых вод выше 2,5 м, от строительства смотровой ямы в построенном гараже придется отказаться. Если же строительство гаража еще не начиналось, а только планируется, тогда необходимо обустроить дренажную систему, которая будет отводить воды в коллектор или специальный колодец. Когда уровень залегания грунтовых вод ниже 2,5 м, никаких противопоказаний для строительства нет.

Смотровую яму необходимо держать закрытой, чтобы не повредить днище автомобиля исходящей из нее влагой

Важно! Всегда держите смотровую яму закрытой, когда она не используется. Как бы тщательно ее не гидроизолировали, все равно она является источником повышенной влажности. В жаркое лето яму можно осушить. Для этого, уезжая на несколько десятков часов, а лучше дней, оставьте ее открытой. А если есть возможность в загородном доме гараж тоже оставить открытым на несколько дней, будет еще лучше.

Оптимальные габариты смотровой ямы зависят от размеров автомобиля, роста и габаритов хозяина. Можно подогнать ширину ямы под нынешний автомобиль владельца, но это не всегда целесообразно. Ведь машины меняются, со временем захочется иметь новую, другую, а размеры смотровой ямы подогнаны под старую. Что делать? Сразу делать ширину более-менее стандартной.

Ширина смотровой ямы должна быть такой, чтобы учитывать размер колесной базы автомобиля и габариты ее хозяина. Если «база» более-менее стандартизирована, а хозяин имеет размеры не больше средних, тогда желательно сделать яму стандартных размеров. Для большинства автомобилей универсальная смотровая яма имеет ширину 75-80 см.

Глубина смотровой ямы рассчитывается в зависимости от роста хозяина. Она должна быть такой, чтобы, стоя в полный рост, было удобно «добраться» до любого агрегата. При этом, не нагибаясь и не приседая. Оптимальным считается, что глубину ямы необходимо сделать на 10-15 см больше, чем рост хозяина.

Важно! Желательно выкопать яму достаточно глубокой. Даже если глубина окажется слишком большой, в любой момент можно поднять пол или подложить что-то на дно ямы.

Смотровую яму необходимо располагать посередине относительно заезда в гараж для удобства маневрирования автомобилем

Длина смотровой ямы может колебаться в зависимости от длины автомобиля или предпочтений хозяина. Оптимальным считается яма на 1 м длиннее авто, чтобы было легко спускаться и подниматься из нее.

Важно! Яма может быть короткой, если ремонт планируется проводить вдвоем. И может быть длинной, если габариты гаража рассчитаны на два автомобиля в линию, расположенные «паровозиком».

Итого получаем, универсальная смотровая яма — размеры: 5/0,8/2. Где 5 м – длина, 0,8 м — ширина, 2 м — глубина.

Схема обустройства смотровой ямы в гараже

Перед началом строительства необходимо обязательно проверить уровень грунтовых вод. Если он выше 2,5 м, тогда будем делать дренажную систему. Если ниже 2,5 м, дренаж не нужен. Мы рассмотрим вариант строительства смотровой ямы, требующей дренажа грунтовых вод. Как мы уже говорили, это возможно только на этапе строительства самого гаража.

Устройство смотровой ямы в гараже начинается с рытья котлована:

  1. Рассчитываем глубину котлована, учитывая глубину смотровой ямы + толщину пола + толщину гидроизоляционного слоя + толщину «подушки». Для ширины котлована добавляем 40-50 см к ширине ямы. Выкапываем котлован со всеми припусками.
  2. Засыпаем 10 см слой гравия, трамбуем. Сверху засыпаем 5 см слой песка, тоже трамбуем.
  3. По периметру выкапываем дренажные траншеи глубиной 30-50 см.
  4. На дно траншей расстилаем полотно геотекстиля, заворачивая его края на 80 см за стены траншеи.
  5. Засыпаем 5 см слой гравия. Сверху укладываем специальные дренажные трубы.

Важно! В качестве дренажных труб используются перфорированные керамические, пластмассовые и асбоцементные трубы. Для их функциональности при укладке делается уклон 1 см на 1 м погонный.

6. Засыпаем 20 см слой гравия и заворачиваем получившуюся конструкцию краями геотекстиля.

7. Будущий пол ямы засыпаем небольшим слоем глины, утрамбовываем.

8. Расстилаем рулонную гидроизоляцию. Подойдет и полиэтиленовая пленка, и рубероид.

9. Делаем опалубку для пола, устанавливаем армирующий каркас или сетку и заливаем бетоном. Желательно использовать водонепроницаемый бетон.

10. Когда пол полностью высохнет, еще раз гидроизолируем его.

Важно! Для возведения стен можно выполнить кирпичную кладку, а можно залить монолитный бетон. В случае с высоким уровнем грунтовых вод целесообразней будет сделать стены монолитными.

11. Поэтому на стены трамбуем слой глины, который будет служить нам глиняным замком.

12. Расстилаем гидроизоляцию, соединяем ее с гидроизоляцией пола, тщательно обрабатывая щели, стыки и края.

13. Готовим опалубку для стен, армируем ее и заливаем бетоном.

Как сделать смотровую или овощную яму в гараже своими руками

После полного высыхания приступаем к финишной отделке стен и пола. Можно оштукатурить стены, можно отделать их плиткой, стекловолокнистыми плитами и др.

15. Сверху устанавливаем так называемую страховочную рейку, чтобы машина не наехала на яму. Для этого можно использовать 60 мм металлический уголок. Из него свариваем каркас по длине и ширине ямы. Укладываем его на яму и бетонируем.

Каркас из металлического уголка будет опорой для закрывающих яму досок

16. Каркас из уголка будет служить нам не только страховкой, но и удобной опорой для закрывающих яму досок. Покупаем доски минимум 40 мм толщиной. Подстругиваем их до необходимого размера и укладываем в каркас.

Важно! Если использовать доски меньшей толщины, то при случайном наезде на них автомобиля, они треснут. А доска «сороковка» или даже «пятидесятка» смогут легко выдержать наезд 2 тонного транспорта.

Для лучшей гидроизоляции смотровой ямы можно растянуть над ней толстую полиэтиленовую пленку и придавить ее досками, устанавливая их в каркас. Такая хитрость поможет избежать образования конденсата на днище автомобиля.

Приставная лестница из окрашенного металла удобна в эксплуатации: ее можно приставить к любой стене и легко вынуть при необходимости

Для удобства спуска в яму в ней можно предусмотреть ступеньки с удобной для хозяина стороны. А можно сделать приставную лестницу, которая не будет занимать много места и легко вынимается при необходимости. Лестницу нежелательно делать деревянной из-за повышенной влажности в яме. Оптимальной будет железная окрашенная лестница.

Если Вас интересует, существуют ли какие-то документы, регламентирующие устройство смотровой ямы в гараже, то ответ – да. Такие документы есть, с их перечнем можно ознакомиться в таблице №1.

Нормативные документы, регламентирующие строительство и эксплуатацию смотровых ям

Помните, решить, обустраивать смотровую яму в гараже или нет, желательно еще до начала строительства гаража. Это позволит выполнить все необходимые рекомендации по обустройству гидроизоляции и дренажным работам. Построенная по всем правилам смотровая яма сохранить автомобиль от нежелательного влияния влаги.

Понравилась статья? поделитесь ей в соц. сетях

Главная / Ликбез / Как сделать яму в гараже своими руками

Как сделать яму в гараже своими руками

Смотровая яма, которую автомобилисты часть используют в гараже, сегодня относится к архаичным решениям. Вместо нее рекомендуется использовать современный подъемник, но он неудобен во многих случаях: дорог, труден в обращении, требует довольно высокого потолка и т.д. В итоге, смотровая яма в гараже остается практичным, дешёвым и удобным решением. Кроме того, многие мужчины не желают пользоваться услугами автосервисов, считая, что уж яму-то настоящий мужчина должен уметь выкопать и без посторонней помощи.

При обустройстве смотровой ямы различают следующие этапы:

  • Разметка, снятие напольного покрытия (если оно есть).
  • Земляные работы (копка).
  • Укрепление пола и стен.
  • Гидроизоляция ямы.

Каждый этап имеет свои нюансы, зависящие от конкретной местности, от марки автомобиля. В частности, ширина разметки под котлован целиком зависит от колесной базы: рекомендуется принимать ширину как 70 см, чтобы можно было осматривать автомобили небольших габаритов. Для «Жигулей» яма в гараже может быть шире на 10 см, но нет смысла делать ее под один вариант машины. Длина ямы выбирается исходя из личных предпочтений и предназначения: с учетом свободного места в гараже, при условии наличия лестницы и того, чтобы в яме могли разместиться два человека в полный рост. Соответственно, глубина ямы должна быть около 1,80 м. На пол всегда можно будет поставить сбитый фальшпол или скамейку.

Как сделать яму в гараже своими руками

Процесс копки не требует особого описания, а только усердия. Землю выбрасывать не стоит. При плотных грунтах стенки ямы не нуждаются в дорогостоящем бетонировании. В самом простом случае их можно укрепить деревянными щитами с распорками. Распорки могут пригодиться как база для столика, полки для инструмента. Пол проще всего засыпать щебнем, утрамбовать вручную и уложить на него металлическую сетку. Многое зависит от влажности и сыпучести почвы: в этом случае придется посоветоваться с инженером по строительству, но традиционное решение – кирпичная или бетонная кладка стен с использованием ручного армирования кусками стали, арматуры.

Зазор между стенами ямы и кладкой можно засыпать землей, уложить слой гидроизоляции.

Верхняя часть кладки послужит для крепления металлического уголка, где будет размещаться светильник и крышка ямы. В простейшем случае достаточно лампы-переноски на проводе. Почти готов бюджетный вариант, но гараж с ямой нуждается в армировании краев ямы. Для этого нужен сварной уголок по периметру, который будет основанием для цельного или наборного деревянного перекрытия.

Отдельно стоит сказать о технике безопасности, при проведении работ:

  • Дополнительные распорки и усиление стен ямы никогда не бывает лишним.
  • Не ленитесь использовать средства индивидуальной защиты при работе.
  • Работайте с напарником, пусть даже его роль будет просто наблюдательной.

Фото: cslregister.com

Чтобы насос работал долго

Для тех, кто живет в доме без подключения к водопроводу, предметом важной необходимости является скважинный насос. Благодаря этому механизму отпадает надобность вытягивать эту жизненно необходимую жидкость из колодца вручную. Различные поставщики насосов насытили рынок разнообразными их моделями. Желание сэкономить толкает приобрести дешевый вариант. В принципе, если после этого не ждать чудес и адекватно оценивать возможности

Структурное остекление фасадов

Фасад – это внешняя сторона любого здания, его «лицо». Оценивая внешний облик здания, мы в первую очередь обращаем внимание на его фасад, поэтому фасадным работам в наше время уделяется самое пристальное внимание. В число наиболее востребованных фасадных работ сегодня входит остекление фасадов. Оно делает облик здания эффектным, современным и привлекательным, позволяя воплотить в жизнь самые

Возведение фасадов модульным способом

Еще совсем недавно были очень популярны сверкающие фасады, состоящие целиком из стекла.

Смотровая яма в гараже своими руками: размеры, гидроизоляция

Сегодня архитекторы предпочитают сочетать стекло с дорогими облицовочными материалами – сталью, керамикой, терракотой – для создания долговечных и стильных фасадов. В этом случае используется технология возведения навесных блочных наружных стен. Такой способ позволяет собирать застекленные элементы и большие панели прямо на заводе, и

Штукатурные системы с утеплением. Утеплители и технология их крепления

Штукатурные системы с утеплением представляют собой слой утеплителя, закрепленный на фасаде и оштукатуренный с применением специальных технологий. Утепление занимает в этом процессе одну из наиболее важных ролей – именно от утеплителя зависят многие характеристики готового фасада – теплопроводность, влагостойкость, а также место нахождения точки росы и зоны отрицательных температур. Чтобы подготовить стену к монтажу утеплителя,

Штукатурные системы с утеплением. Технология

Основанием под штукатурную систему может служить все что угодно – железобетонные плиты, полнотелый или пустотелый кирпич, многощелевые бетонные блоки, даже деревянные брусья, но только в том случае, если дом уже дал окончательную усадку. Штукатурную систему под стены из «теплых» ячеистых блоков следует проектировать особенно внимательно. Как правило, им не нужен большой слой утеплителя, но высокая

Наличие гаража рано или поздно ставит владельца перед вопросом как сделать смотровую яму в гараже и сэкономить семейный бюджет на мелкий ремонт автомобиля. Идеальный вариант обустройства «автожилья» проектирование и строительство гаража одновременно с полезным дополнением. На практике такой вариант встречается редко, так как навык профилактического осмотра машины и ремонта важных технических узлов приходит к водителю с опытом. Однако даже новичкам-автолюбителям можно сэкономить массу времени и средств, выполняя регулярную замену масла и расходников, промывку систем и постоянно контролируя техническое состояние железного друга в собственной автомастерской – смотровой канаве.

Что нужно знать новичку-строителю

Устройство дополнительного сооружения – область применения строительных навыков и знаний. Поэтому перед тем, как сделать яму в гараже своими руками, необходимо изучить строительные стандарты и учесть неудачи предшественников. Главное условие качественного выполнения работ – правильная подготовка, включая проектирование и проведение исследований, а также точное соблюдение строительной технологии при возведении сооружения.

Если планируется строительство смотровой ямы в существующем гараже, то сначала необходимо определить уровень грунтовых вод (УГВ). Самый простой способ изучить результаты исследования специалистов (отчет), которые проводились на этапе строительства гаража. Если такие исследования не проводились, то перед началом строительства рекомендуется провести собственный эксперимент: вырыть траншею и оставить «окоп» на некоторое время, наблюдая за появлением воды. Такой эксперимент – гарантия того, что яма смотровая гаража не превратится в «мини-бассейн», а бетон, спешно уложенный на дно траншеи, не «поплывет».

На этапе проектирования – составления чертежей «от руки» или приобретения готового проекта, необходимо помнить, что смотровая яма для авто является постоянным источником сырости. Поэтому, при высоком УГВ даже приобретение высококачественного бетона и трудоемкий процесс бетонирования не спасет владельца гаража от обратного закапывания после нескольких месяцев мучений, связанных с вычерпыванием воды.

Начинать устройство ямы в гараже можно при уровне грунтовых вод до 2,5 м, в таком случае все работы проводятся по классической технологии. Если УГВ выше – предстоит дорогостоящий процесс устройства дренажной системы. Если этот момент не учесть, то автомастерская из сооружения для надлежащего хранения и технического обслуживания транспортного средства превратится в разрушающий для автомобиля фактор: избыток влаги из «ниши» станет причиной быстрой коррозии днища автомобиля. В таком случае смотровые ямы в гараже из практичного и полезного сооружения превратятся в источник постоянных расходов на ремонт авто.

Проектирование смотровой ямы

Проектирование – важный и самый ответственный этап работ, который позволит исключить большую часть ошибок. Главная из неудач – неправильно устроенная яма для ремонта авто без учета габаритов железного друга и удобства въезда/выезда в гараж. Результатом такой ошибки, в лучшем случае, станет опасный заезд на «траншею», когда при парковке водитель будет обливаться холодным потом, рискуя соскользнуть и провалиться.

На начальном этапе необходимо обеспечить оптимальные условия хранения автомобиля, изучить виды смотровых ям и предусмотреть удобную парковку. Самые популярные варианты:

  1. Устройство смотровой ямы в гараже как дополнительного сооружения. Такой вариант могут позволить себе владельцы внушительных построек, так как предстоит разбить полезную площадь на две зоны: рабочую, отдыха. В рабочей зоне, собственно, устраивается гаражная яма нужных габаритов, однако автомобиль храниться по соседству (зона отдыха), заезжая на смотровую канаву только для осмотра и технического обслуживания.
  2. Смотровая яма своими руками как единственное место хранения автомобиля. При выборе этого варианта планировки рекомендуется снизить негативное влияние влаги и предусмотреть крышку, которая будет закрывать сооружение. Изготовить крышку можно из палубных досок с опорой в виде металлической страховочной рейки.

Кроме ниши в гараже обязательно предусмотреть расположение специальных инструментов поближе к смотровой канаве. Оптимальный вариант при недостатке площади – устроить ниши в боковых стенах канавы. Кроме того, на этапе составления чертежей рекомендуется предусмотреть оптимальные габариты сооружения:

  1. Длина смотровой ямы зависит от уровня комфорта, который предпочитает автолюбитель, а также от длины авто. Комфортное обустройство будет предусматривать удобный спуск/подъем будущего «автослесаря»: стационарные ступеньки, приставную лестницу. Поскольку стационарные ступеньки  – более сложный и дорогостоящий вариант обустройства, требующий предварительных расчетов, то его рекомендуется выбирать тем, кто планирует регулярно проводить ремонт своей машины или заняться бизнесом – превратить гараж в источник доходов, устроив платное СТО. Минимальный вариант сделать смотровую яму в гараже на метр больше длины транспортного средства.
  2. Ширина зависит от колесной базы и марки автомобиля. При этом проект смотровой ямы при строительстве гаража должен предусмотреть несколько модификаций и даже вероятность смены модели. Универсальный вариант -75-80 см, хотя, если в ближайшие планы не входит покупка нового автомобиля, то можно сэкономить: точно рассчитать ширину под размеры существующего авто. Ширина смотровой ямы «в чистоте» должна включать 20 см для маневра – расстояние от ямы к колесу. Для колеи популярных Жигулей оптимальной шириной будет 75 см, а для миниатюрного Daewoo Matiz достаточно 70 см.
  3. Глубина смотровой ямы определяется по принципу «больше-лучше», поэтому лучше перекопать, чем стоять в готовой канаве на цыпочках или согнувшись. Минимальный размер рассчитывается по схеме: рост автолюбителя+запас 10-15 см.

Удобная глубина – залог комфортной работы в канаве, поэтому рекомендуется соблюдать зазор до днища в пределах 25-30 см. Варианты расположения канавы – вдоль или поперек гаража зависят только от индивидуальных предпочтений и удобства въезда/выезда в гараж. После того, как определены все размеры ямы в гараже и продуманы комфортные условия работы, можно приступить к выбору материалов, подготовке инструментов и строительно-монтажным работам.

Основные этапы работ

Теоретически вопрос как построить смотровую яму в гараже своими руками заключается в рытье траншеи, устройстве пола и стен. Однако на практике предстоит изучить нюансы выполнения работ на каждом этапе, включая выбор гидроизоляционных материалов в зависимости от интенсивности «водной» агрессии.

Как класть яму в гараже из кирпича. Строим смотровую яму в гараже своими руками

Бюджетный вариант гидроизоляция смотровой ямы жирной глиной, смешанной с отходами переработки нефтяных масел. Однако можно выбрать современные варианты гидроизоляции:

  • полимерные мембраны (одно-, многослойные) признаны самым надежным, но и самым дорогим материалом. Укладка такой гидроизоляции невозможна без специального оборудования для спайки кусков, хотя все расходы окупятся с лихвой срок службы материала такой же, как и у гаража, поэтому затраты в процессе эксплуатации отсутствуют;
  • проникающая эффективно блокирует накапливание и просачивание воды, удобна в работе, так как смазка наносится на увлажненную поверхность без сложностей, однако материал рекомендуется для внутренних работ;
  • битумная в рулонах – недорогой и простой в укладке материал: еврорубероид, рубемаст, рубероид, специальные смазки. При укладке необходимо контролировать нахлест 15 см и использовать нагревание или специальные растворы для проклеивания стыков. Срок службы – 15-20 лет.

Для создания надлежащих условий хранения автомобиля обязательно нужно предусмотреть утепление рабочей зоны и устроить вентиляцию. Кроме того, чтобы работа будущего автослесаря была удобной, обязательно выполнить монтаж освещения и украсить место трудовых подвигов современным ассортиментом отделочных материалов.

  1. Рытье траншеи.

Земляные работы необходимо выполнять с учетом толщины конструкций сооружения: стены, пол. Поэтому размеры в проекте – только ориентир для тех, кто изучает как выкопать яму в гараже, так как потребуются дополнительные расчеты припусков. Минимальные припуски составляют:

    • 20-25 см для глубины;
    • 40-50 см для длины/ширины.

Точно рассчитать припуски можно, определив толщину конструкций. Если толщина стены составляет 20 см, то к ширине ямы по проекту необходимо прибавить 20+20 см (толщину двух стен). При расчете глубины обязательно добавить не только высоту пола, но и предусмотреть запас на спуск.

Перед тем, как вырыть яму в гараже, необходимо обязательно определить место складирования грунта, так как часть земли понадобится для обратной засыпки. Стандартный объем земляных работ составляет 9 м3, но при вызове техники для вывоза земли необходимо учесть, что объем разрыхленного грунта на 20-25% больше объема котлована. Как выполнять земляные работы и устраивать котлован для ямы не имеет значение – можно копать вручную или вызвать землекопов, если грунт прочный.

  1. Пол смотровой ямы.

Пол смотровой ямы – самый ответственный момент рытья ямы, от качества выполнения которого зависит и степень комфорта автолюбителя при ремонте, и оптимальные условия хранения железного друга. Самым популярным вариантом обустройства является бетонирование – создание прочного и устойчивого основания с длительным сроком эксплуатации. Единственный недостаток – стоимость, поэтому тем, изучает как строить яму в гараже недорого, подойдет подвесной пол. Если выбран бюджетный вариант, то пол устраивают после возведения стен:

  • уложить на подготовленное основание обрешетку;
  • выполнить настил из досок.

Устраивать подвесной пол специалисты рекомендуют на сухих почвах и если гараж не сырой. Подготовка основания – обязательный этап работ: насыпать гравий на дно котлована слоем 10 см, тщательно утрамбовать, засыпать слой сухого песка (5 см). Затем необходимо обеспечить безопасную парковку: закрепить Т-образную рейку из металла на уровне пола, которая защитит автолюбителя от случайного попадания колеса в устроенную яму и будет опорой для досок, которые закрывают смотровую канаву.

В качестве гидроизолятора для пола можно использовать жирную глину, после чего необходимо уложить полиэтиленовую пленку, выполнить армирование и залить бетон. Для армирования смотровой канавы используется арматура 4-5 мм и проволочная сетка ячейкой 150х150 мм. Тем, кто изучает как построить гараж с ямой своими руками и надежно защитить рабочую зону от воздействия влаги, необходимо после застывания бетона еще раз заизолировать поверхность до выполнения финишной отделки.

  1. Возведение стен.

Стены смотровой ямы можно «нарастить» из бетона или построить из кирпича, в зависимости от индивидуальных предпочтений. Практикуется и бюджетное решение – выстелить рубероидом и обшить сверху промасленными досками или выложить плоским шифером. Независимо от выбранного способа, необходимо подготовить поверхность: выровнять стены, обмазать слоем жирной глины и закрепить полиэтиленовую пленку. Кроме того, отличным решением для страховки от опасных заездов на траншею будет изготовление специальной рамы, если для стен планируется использовать бетон и кирпич:

  • сварить закладную деталь из строительных уголков или швеллера;
  • выполнить из арматуры анкера («усы») длиной 50 см;
  • закрепить анкера (можно сгибать, если деталь не входит по высоте);
  • посадить раму на уровне пола.

Благодаря такой «обойме» будет дополнительно укреплен угол стены. Если планируется заливка бетоном, то рама устанавливается внутрь опалубки. После того, как выполнена гидроизоляция гаража со смотровой ямой, можно укрепить стены сеткой-рабицей и приступить к возведению: изготовить опалубку из ОСП или начать кирпичную кладку выбранным способом. Опалубку необходимо установить на расстоянии 3-х см от стены и зафиксировать подкосами и распорками.

Армирование – не обязательный, но рекомендуемый этап работ, если планируется построить действительно прочные стены. В качестве материала можно использовать ту же сетку, что и при устройстве пола. Последний этап работ – бетонирование: заполнить пространство раствором и утрамбовать. После этого необходимо приостановить работы на неделю, после чего выполнить обратную засыпку, а спустя 2 недели снять опалубку.

  1. Отделка стен.

Бюджетный вариант металлическая смотровая яма признана непрактичным решением. Кроме того, для создания оптимальных условий хранения автомобиля такой канаве потребуется идеальная гидроизоляция. Поэтому отделка стен в смотровой яме выполняется с использованием практичных, устойчивых к воздействию влаги и агрессивных веществ, простых в уходе и долговечных материалов. К ним относятся керамическая плитка, фасадная штукатурка, стекловолокнистые плиты. Приступать к финишной отделке стен можно через месяц по окончании бетонирования.

  1. Утепление и вентиляция.

Утепление – универсальный способ сократить расходы на обогрев гаража и исключить резкие перепады температур. Тем кто сэкономил на гидроизоляции, изучить как утеплить яму в гараже обязательно, чтобы устранить слабые места защиты смотровой канавы от влаги. Самый популярный вариант утеплителя – пенополистирол: легкий в монтаже, водонепроницаемый, устойчивый к гниению материал, который обеспечит оптимальные температурные условия для технического обслуживания автомобиля.

Рекомендуемый вариант утепления смотровой ямы – укладка пенополистирола слоем 50 мм на клей. Вентиляция – простой способ обеспечит комфортные условия работы автослесаря без неприятных запахов сырости и автохимии. Самый популярный вариант проложить под землей гибкий воздуховод и вывести на поверхность выше уровня земли на 20-25 см. Чтобы избежать засорения вентиляции можно использовать специальную защитную крышку.

  1. Освещение.

Последний штрих смотровой канаве придаст обустройство сооружения осветительным оборудованием. На этом этапе необходимо позаботиться не только о создании комфортных условий осмотра автомобиля, но и о собственной безопасности. В соответствии со строительными нормами, освещение в смотровой яме не предполагает устройства розеток, а напряжение ограничено 36В. Поэтому оптимальный вариант электромонтажных работ – установка переносных ламп и специальных светильников.

При обустройстве смотровой ямы в гараже старайтесь максимально экономить площадь. Небольшие размеры бокса обычно не оставляют много места для хранения. Инструменты и запчасти, а также приборы для диагностики приходится держать внизу, но для работы так даже лучше — все всегда под рукой.

Смотровая яма своими руками

Разумеется, инструменты не должны вповалку лежать на полу и мешать передвижению. Для этого в стенах предусматривают полости и крюки, на которые можно подвешивать необходимые вещи.

1 — люк; 2 — лестница; 3 — подвесной пол; 4 — ниша для инструментов; 5 — пол ямы

Спуск

Простейшая лестница в смотровую яму представляет собой металлическую конструкцию, приставляемую к стене. Это не слишком комфортный и безопасный вариант. Если места в нише мало, придется ограничиться вертикальной лестницей с поручнем, но ее лучше прикрепить к стене. При глубине спуска 170-180 см вам хватит 6 или 7 ступенек. Основу можно изготовить самостоятельно, сварив из уголков 45х45 мм или любых подходящих деталей. Готовый каркас закрепляется анкерами. Ступени выполняются из стальной просечки или рифленого профлиста. Их крепят сваркой или болтами.

Если площадь ямы позволяет, можно сделать стационарную лестницу из кирпичей, блоков или бетона. Самым простым решением будет выложить кирпичи «лесенкой» и скрепить их кладочным раствором.

Более сложный, но и удобный способ требует подготовки еще на этапе заливки короба. В стенах в месте спуска оставляются выпуски арматуры для привязки лестницы.

Далее делается разметка лестничного марша и устанавливаются направляющие для крепления нижней опалубки. Чтобы фанера выдержала вес бетона, ее подпирают стойками.

Затем укладывается арматура и привязывается к тем кускам, которые выступают из стен. Сверху укладывается опалубка ступенек.

Заливка бетоном происходит снизу вверх, застывающая масса трамбуется и выравнивается мастерком. Оставьте всю конструкцию на неделю, потом можно разбирать опалубку и заниматься финишной отделкой.

Освещение

Смотровые ямы относятся к помещениям, опасным с точки зрения электробезопасности. Это значит, что внутри них можно использовать осветительные и прочие электроприборы с напряжением не выше 36 В.

Обычно применяют:

  • галогенные светильники;
  • низковольтные светодиодные лампы напряжением до 12 В;
  • переносные аккумуляторные светильники.

Для их работы необходим понижающий трансформатор.

Для стационарного освещения смотровой ямы устанавливают лампы дневного света в герметичной оболочке, защищающей от пыли и влажности. Их крепят на стены по обеим сторонам.

Чтобы получить направленный свет при работе с труднодоступными местами автомобиля, используют переноски с 36 В лампочками. Мобильные светильники для смотровых ям подвешиваются на крюки, вбитые в стенки технической ниши.

Порой удобнее будет воспользоваться наголовными светодиодными лампочками. Они крепятся ремнями, оставляя руки свободными.

Все виды осветительных приборов оснащаются проводами не менее 4 м. Их выключатели обязательно должны находиться за пределами смотровой ямы. Установка розеток внутри совершенно недопустима с точки зрения безопасности. Подводящий кабель от основного источника питания должен быть медным, сечением не менее 4 мм2. Провода защищают от механических повреждений гофрированными рукавами.

Оснащение

Если вы планируете организовать пункт техобслуживания, то помимо обычного набора инструментов и автозапчастей в нише необходима емкость для замены масла, а также ветошь и растворители. Даже если пол в гараже ровный, вам пригодятся упоры под колеса машины.

Могут понадобиться и более габаритные устройства. Даже при работе в нише иногда приходится устанавливать автомобиль наклонно. Для таких случаев вам не помешает компактный подъемник для смотровой ямы.

Подкатные модели ставятся прямо над техническим отверстием и их можно передвигать как вдоль него, так и в поперечном направлении: тележка с насосом способна перемещаться в стороны перпендикулярно движению. Колеса подъемника раздвигаются под ширину щели. Работают они автономно, поскольку оснащаются встроенным гидравлическим насосом.

Существуют также канавные домкраты для смотровых ям. Они крепятся к краю ямы и обладают грузоподъемностью от 6 до 20 т. При покупке надо обращать внимание на особенности крепления: имеет значение форма и размеры ниши, наличие защитной рейки, а также выступающие осветительные лампы.

Такие подъемники в зависимости от модели могут весить несколько сотен килограмм, поэтому хранить их в яме невозможно. Но вблизи нее вам понадобится розетка для их подключения. Возможно, придется укрепить края, на которые опирается аппарат.

Необычное решение:

При обустройстве смотровой ямы в гараже нужно подумать и о пожарной безопасности. Желательно внизу всегда держать под рукой огнетушитель и ящик с песком.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *