Опубликовано

Резьба по дереву

Эскизы резьбы по дереву

Резьба по дереву – это настоящее искусство, сложное и увлекательное, требующее твердой руки, терпения и некоторых художественных навыков. При большом вдохновении и желании вполне можно овладеть основными несложными приемами, а после взяться и за более сложные резные изделия. Для работы потребуются специальные инструменты, с помощью которых процесс резьбы будет комфортнее.

Подборка эскизов резьбы по дереву

В число основных приспособлений для резьбы по дереву также входят эскизы, шаблоны и трафареты для резьбы. Новичку будет гораздо проще и понятнее сориентироваться по готовой схеме, чем пробовать создавать эскизы самостоятельно.

Создание рисунка

Прежде чем создавать поделку из дерева нужно определиться с рисунком или узором. В интернете можно найти множество готовых трафаретов для резьбы по дереву от простых узоров до настоящих картин. Не стоит выбирать сложные орнаменты для резьбы. а варианты средней сложности на первых порах можно упростить, убрав слишком сложные элементы.

При создании эскиза нужно выполнить следующие действия:

  1. Выбирается заготовка для резьбы. Начинающим лучше выбирать геометрическую резьбу на плоскости или изготовить простую фигурку из дерева.
  2. Создается набросок эскиза, в котором обозначаются основные части, и места где будет наноситься резьба.

Поэтапное создание рисунка эскиза

  • С помощью циркуля линейки и набора для черчения изображение переносится на миллиметровую бумагу или кальку с масштабной сеткой.
  • Для повторяющихся элементов орнамента достаточно изготовить отдельную деталь из бумаги или плотного картона.
  • Трафареты можно изготовить при помощи текстового редактора, в котором есть возможность разработать собственные эскизы, а также добавить или убрать детали в готовом рисунке. Остается только увеличить эскизы до нужного масштаба и распечатать на принтере.

    Дальше бумажные лекала закрепляются на деревянную основу и копируются любым удобным способом, например с помощью копировальной бумаги. Если шаблон будет использоваться многократно готовый бумажный трафарет можно перенести на более плотную картонную или другую поверхность.

    Трафареты для прорезной резьбы обычно используют не один раз, поэтому их желательно делать из плотного материала: картона, фанеры, оргалита, пластиковых панелей.

    Если предстоит сделать множество пропильных резных деталей, например, при украшении дома или для строительства забора из резного штакетника, можно воспользоваться фрезерным станком.

    Для него используются специальные готовые трафареты из металла или полимеров. Такой жесткий шаблон устанавливается на заготовку и ограничивает движение станка строго по лекалу. Стоят такие шаблоны достаточно дорого, поэтому для одиночных изделий приобретать их нецелесообразно.

    Перенос изображение на дерево

    Перенести рисунок с шаблона можно несколькими способами:

    1. Трафареты для резьбы по дереву фрезером просто закрепляются на доску, и узор вырезается прямо по контурам шаблона.
    2. Предварительно вырезанный картонный трафарет переносится на заготовку прикладыванием с обведением контура простым карандашом.
    3. Перенести эскиз с бумаги на доску можно, подложив под рисунок копировальную бумагу. После обведения на дереве останется след от копирки, по которому вырезается поделка.

      резьба по дереву с чего начать

      Лишнюю выступившую краску можно зачистить наждачной бумагой.

    4. Рисунок с очень простыми геометрическими линиями можно перенести с помощью выкалывания. Иглой, ножом или шилом отмечаются крайние и угловые точки, которые потом соединяются линейкой.

    Как выбрать шаблон для резьбы по дереву

    Нужно помнить, что для крупных деревянных изделий, например для домовой резьбы или резного наличника своими руками нужно выбирать соответствующие трафареты. Небольшие элементы будет просто незаметны. А для таких поделок, как шкатулки, рамки можно выбрать более сложные узоры с мелкими деталями.

    Также для разных техник резьбы нужно выбирать соответствующие схемы и шаблоны:

    1. Для прорезной резьбы трафареты и шаблоны необходимы для качественной и быстрой работы. Прорезную резьбу отличает полностью забранный фон и красивые кружевные орнаменты. После перенесения рисунка на заготовку те участки изделия, которые будут сквозными нужно заштриховать. Прорезная резьба выполняется лобзиком, ручным фрезером или ножовкой, а финишную обработку можно произвести с помощью стамески.
    2. Обучаться резьбе по дереву следует с геометрической техники.

    Пример геометрического шаблона для резьбы по дереву

    В этом варианте заготовка покрывается клинообразными фигурами. После выбора подходящего эскиза разметка рисунка наносится на деревянную заготовку с помощью циркуля и линейки. Техника геометрической резьбы предполагает повторяющиеся и полностью симметричные элементы рисунка.

  • Скульптурная или рельефная резьба самая сложная и требует большого опыта от мастера. Вначале эскиз будущей работы создается на бумаге, но для объемной поделки этого недостаточно и тогда создается лепная модель рисунка из глины, пластилина или похожих материалов.

    Скульптурная резьба по дереву

    Эскизам и трафаретам для резьбы по дереву принадлежит особое место, и редкий мастер обходится без такого помощника. Красота поделки из дерева во многом будет зависеть от аккуратности выполнения трафарета и неважно, какой сложности будет узор.

  • "Резные изделия" — лучшее украшение деревянного дома по доступной цене!

    Наша мастерская резьбы по дереву расположена в городе Суздале Владимирской области, специализирующаяся на изготовлении резных изделий из дерева на заказ.

    Мы занимаемся разработкой и производством резных наличников из дерева для окон, резной мебели, лестниц, а также садовой мебели.

    Мастерская изготовила большое количество резных изделии из дерева, накопленный опыт позволяет нам выполнять заказы любой сложности.

    Резьба по дереву – шедевры рук человеческих.

    Мы производим качественные резные изделия, которые будут служить Вам на протяжении многих лет и радовать ваш глаз. Более детально ознакомиться с частью изготовленной нами продукцией вы можете на сайте. Резные изделия выполняются из качественно высушенного пиломатериала, который проходит строгий контроль.

    Заказы по изготовлению столярных изделий из дерева выполняются нашими мастерами в основном из сосны. Древесина сосны доброкачественно обрабатывается, как вручную, так и на станках. Однако степень ее обрабатываемости и качество получаемой чистовой поверхности зависят от размеров и количества сучков, а также от степени смолистости материала. Сосна исключительно прочная древесина, превосходящая древесину дуба  по всем показателям, за исключением сопротивления ударным нагрузкам или раскалыванию.

    Мы изготавливаем дверные резные наличники и другие изделия из дерева по собственным чертежам и эскизам, которые тщательно продумываются и прорисовываются учитывая все пожелания заказчиков. Пожелания заказчика для нас на первом месте, поэтому возможно и изготовление по вашим образцам или примерам.

    При покраске изделий используются только качественные и популярные среди производителей лаки и краски. При склейке деталей в производстве используется только водостойкий улучшенный клей, для долговечности используемых вами в дальнейшем изделий.

    Мы предлагаем украсить ваш дом необыкновенно красивыми резными  карнизами, ветровыми и лобовыми досками с резными элементами, а также придать дому изюминку, украсив их резными наличниками со ставнями.

    Вы не прогадаете, если решите сделать заказ у нас, Мы гарантируем качество своих изделий!!!

    Эскизы резьбы по дереву

    Резьба по дереву – это настоящее искусство, сложное и увлекательное, требующее твердой руки, терпения и некоторых художественных навыков. При большом вдохновении и желании вполне можно овладеть основными несложными приемами, а после взяться и за более сложные резные изделия.

    Резьба по дереву: вдохновляющие идеи, эскизы и советы по выбору материала

    Для работы потребуются специальные инструменты, с помощью которых процесс резьбы будет комфортнее.

    Подборка эскизов резьбы по дереву

    В число основных приспособлений для резьбы по дереву также входят эскизы, шаблоны и трафареты для резьбы. Новичку будет гораздо проще и понятнее сориентироваться по готовой схеме, чем пробовать создавать эскизы самостоятельно.

    Создание рисунка

    Прежде чем создавать поделку из дерева нужно определиться с рисунком или узором. В интернете можно найти множество готовых трафаретов для резьбы по дереву от простых узоров до настоящих картин. Не стоит выбирать сложные орнаменты для резьбы. а варианты средней сложности на первых порах можно упростить, убрав слишком сложные элементы.

    При создании эскиза нужно выполнить следующие действия:

    1. Выбирается заготовка для резьбы. Начинающим лучше выбирать геометрическую резьбу на плоскости или изготовить простую фигурку из дерева.
    2. Создается набросок эскиза, в котором обозначаются основные части, и места где будет наноситься резьба.

    Поэтапное создание рисунка эскиза

  • С помощью циркуля линейки и набора для черчения изображение переносится на миллиметровую бумагу или кальку с масштабной сеткой.
  • Для повторяющихся элементов орнамента достаточно изготовить отдельную деталь из бумаги или плотного картона.
  • Трафареты можно изготовить при помощи текстового редактора, в котором есть возможность разработать собственные эскизы, а также добавить или убрать детали в готовом рисунке. Остается только увеличить эскизы до нужного масштаба и распечатать на принтере.

    Дальше бумажные лекала закрепляются на деревянную основу и копируются любым удобным способом, например с помощью копировальной бумаги. Если шаблон будет использоваться многократно готовый бумажный трафарет можно перенести на более плотную картонную или другую поверхность.

    Трафареты для прорезной резьбы обычно используют не один раз, поэтому их желательно делать из плотного материала: картона, фанеры, оргалита, пластиковых панелей.

    Если предстоит сделать множество пропильных резных деталей, например, при украшении дома или для строительства забора из резного штакетника, можно воспользоваться фрезерным станком.

    Для него используются специальные готовые трафареты из металла или полимеров. Такой жесткий шаблон устанавливается на заготовку и ограничивает движение станка строго по лекалу. Стоят такие шаблоны достаточно дорого, поэтому для одиночных изделий приобретать их нецелесообразно.

    Перенос изображение на дерево

    Перенести рисунок с шаблона можно несколькими способами:

    1. Трафареты для резьбы по дереву фрезером просто закрепляются на доску, и узор вырезается прямо по контурам шаблона.
    2. Предварительно вырезанный картонный трафарет переносится на заготовку прикладыванием с обведением контура простым карандашом.
    3. Перенести эскиз с бумаги на доску можно, подложив под рисунок копировальную бумагу. После обведения на дереве останется след от копирки, по которому вырезается поделка. Лишнюю выступившую краску можно зачистить наждачной бумагой.
    4. Рисунок с очень простыми геометрическими линиями можно перенести с помощью выкалывания. Иглой, ножом или шилом отмечаются крайние и угловые точки, которые потом соединяются линейкой.

    Как выбрать шаблон для резьбы по дереву

    Нужно помнить, что для крупных деревянных изделий, например для домовой резьбы или резного наличника своими руками нужно выбирать соответствующие трафареты. Небольшие элементы будет просто незаметны. А для таких поделок, как шкатулки, рамки можно выбрать более сложные узоры с мелкими деталями.

    Также для разных техник резьбы нужно выбирать соответствующие схемы и шаблоны:

    1. Для прорезной резьбы трафареты и шаблоны необходимы для качественной и быстрой работы. Прорезную резьбу отличает полностью забранный фон и красивые кружевные орнаменты. После перенесения рисунка на заготовку те участки изделия, которые будут сквозными нужно заштриховать. Прорезная резьба выполняется лобзиком, ручным фрезером или ножовкой, а финишную обработку можно произвести с помощью стамески.
    2. Обучаться резьбе по дереву следует с геометрической техники.

    Пример геометрического шаблона для резьбы по дереву

    В этом варианте заготовка покрывается клинообразными фигурами. После выбора подходящего эскиза разметка рисунка наносится на деревянную заготовку с помощью циркуля и линейки. Техника геометрической резьбы предполагает повторяющиеся и полностью симметричные элементы рисунка.

  • Скульптурная или рельефная резьба самая сложная и требует большого опыта от мастера. Вначале эскиз будущей работы создается на бумаге, но для объемной поделки этого недостаточно и тогда создается лепная модель рисунка из глины, пластилина или похожих материалов.

    Скульптурная резьба по дереву

    Эскизам и трафаретам для резьбы по дереву принадлежит особое место, и редкий мастер обходится без такого помощника. Красота поделки из дерева во многом будет зависеть от аккуратности выполнения трафарета и неважно, какой сложности будет узор.

  • На поперечном (торцевом) разрезе лиственных пород видны отверстия, представляющие сечения сосудов – трубок, каналов разной величины, предназначенных для проведения воды. По величине сосуды делятся на крупные (хорошо различимые) и мелкие (не видимые невооруженным глазом). Крупные сосуды чаще всего расположены в ранней древесине годичных слоев и на поперечном разрезе образуют сплошное кольцо из сосудов. Такие лиственные породы называются кольцесосудистыми.

    Резьба по дереву: создаем узоры на доске в 3 приема

    У кольцесосудистых пород в поздней древесине мелкие сосуды собраны в группы, которые отчетливо видны благодаря светлой окраске.

    Породы, у которых мелкие и крупные сосуды равномерно распределены по всей ширине годичного слоя, называются рассеяннососудистыми лиственными породами. У кольцесосудистых лиственных пород годичные слои хорошо заметны из-за резкого различия между ранней и поздней древесиной. У лиственных рассеяннососудистых пород такого различия между ранней и поздней древесиной не наблюдается, поэтому годичные слои заметны плохо.

    Узор, образованный на разрезе ствола годичными слоями, сердцевинными лучами, сосудами, волокнами и т. д., называется текстурой древесины. Текстура характерна для разреза ствола той или иной древесной породы и зависит от особенностей строения данного растения.

    Обычно текстуру древесины рассматривают на поперечном, радиальном и тангенциальном (тангентальном) разрезах ствола (рис. 1, а). Поперечный (торцевой) разрез проходит перпендикулярно оси ствола и образует торцевую плоскость. Радиальный разрез – продольный, проходит через сердцевину ствола. Тангенциальный разрез проходит вдоль ствола, но смещен от сердцевины. Древесина, полученная при указанных разрезах, имеет различный вид, текстуру и отличается качествами и свойствами.

    На поперечном разрезе ствола различают: кору, древесину с годичными кольцами и сердцевину (рис. 1, б).

    Текстура определяет ценность древесины как поделочного материала. Главные компоненты текстуры – это годичные кольца и анатомические элементы древесины (сосуды, сердцевинные лучи, волокна, смоляные ходы).

    Текстура древесины хвойных деревьев не отличается особой выразительностью. Здесь в формировании узора главным образом участвуют упорядоченно расположенные водопроводящие элементы (ранние трахеиды). Узор такой древесины в основном определяется шириной годичных колец и разницей в окраске и толщине слоев ранней и поздней древесины в них. Слой ранней древесины (наружный слой) обычно светлее и шире, чем поздней.

    Рис. 1. Разрезы ствола: а – главные; б – поперечный: 1– поперечный или торцевой; 2 – радиальный; 3 – тангенциальный; 4 – сердцевина; 5 – сердцевинные лучи; 6 – камбий; 7 – пробковый слой; 8 – лубяной слой; 9 – заболонь; 10 – годичные слои.

    У представителей лиственных пород текстура гораздо богаче и красочнее, так как здесь в создании узора на разрезе ствола участвуют не только более крупные водопроводящие сосуды (трахеи), но также сердцевинные лучи и волокна. Так, сердцевинные лучи на поперечном разрезе выглядят как светлые радиально расположенные лучи, которые на радиальном разрезе превращаются в светлые или темные блестящие поперечные полосы, а на тангенциальном – в удлиненные продольные штрихи (чечевички).

    Очень ценится древесина, у которой вышеуказанные текстурообразующие элементы, вместо того чтобы располагаться «нормально» (волокна и водопроводящие сосуды – продольно, сердцевинные лучи – радиально), по каким-либо причинам ориентируются беспорядочно, образуя оригинальный узор. Впрочем, подобные отклонения отнюдь не редкость в растительном мире и встречаются у всех древесных пород. Отличной выразительной текстурой, а следовательно, и ценной декоративной древесиной обладают многие лиственные породы (карельская береза, грецкий орех, маньчжурский орех, белый клен «птичий глаз» и др.), а также ствольные и прикорневые капы, развилки стволов (так называемые гафели), комлевые части некоторых деревьев.

    Древесина с красивой, выразительной текстурой – прекрасный материал для изготовления разнообразных поделок, а также шпона, используемого для отделки мебели.

    Признаки и свойства древесных пород

    Все деревья принято условно делить на три большие группы: мягкие, средней твердости и твердые . Основной критерий – степень пригодности к обработке режущим инструментом. Также принимаются во внимание механические и физические свойства, возможные пороки и дефекты.

    В некоторых источниках эти группы называются «мягкие», «твердые» и «очень твердые».

    Мягкие породы дерева хорошо поддаются резьбе. Отточенным инструментом такое дерево режется, как масло. Пожалуй, единственное, на что следует обращать внимание, – направление волокон в заготовке.

    Древесина средней твердости уже начинает временами показывать «характер». А самое «неподдающееся» – дерево твердых пород. Тут нередко нужно прикладывать мускульную силу, но зато на срезе получается отчетливый рисунок, а при хорошей технике работы проявляются выразительные мелкие детали.

    »

    Контурная резьба

    Контурная резьба по технике ее исполнения является самой простой. Действительно, линейный, несколько углубленный рисунок из прямых, извилистых или ломаных линий в виде двухгранной или полукруглой выемки на ровной поверхности древесины, четко очерчивающий контур изображения, выглядит несколько резким и жестковатым.

    Техника эта широко применяется в русской народной резьбе: в ней выполнены различные орнаменты на деревянных резных элементах дома, в декоративных резных панно, при изготовлении мебели, посуды, сувениров. Отсутствие рельефа в контурной резьбе не снижает ее художественной выразительности. Контуром режут всевозможные элементы орнамента — прожилки, сетки, детали крупных элементов композиций, разные по глубине и ширине линии, выборка фона вокруг линейных, орнаментальных или фигурных композиций, а также сочетание с другими видами резьбы имеют очень большое распространение.

    Разделочная доска с орнаментом, выполненном в технике контурной резьбы. Поволжье, начало XX в.

    Контурная резьба требует навыков свободного владения резчицким инструментом, аккуратности и внимания. Для выполнения контурного рисунка, в зависимости от его сложности, применяют ножи-косяки различных углов заточки, резаки, стамески-косячки, стамески-уголки, полукруглые стамески, клюкарзы, отлогие стамески, а в отдельных операциях используют и прямые стамески.

    Основнойинструментдляконтурнойрезьбы:
    1, 2 — ножи-косяки; 3, 4 — ножи-резаки; 5, 6 — стамеска-косяк; 7, 8 — стамеска-уголок; 9, 10- полукруглаястамеска; 11 — отлогаястамеска; 12 — клюкарза-уголок; 13 — клюкарза полукруглая

    Теперь  рассмотрим последовательность, технику и приемы выполнения контурной резьбы. Сначала на заготовке делают разметку и наносят рисунок. Рисунок орнамента (а в технике контурной резьбы выполняются в основном орнаментальные композиции) наносят на поверхность древесины карандашом от руки или переводят с оригинала через копирку. Кстати, не берите слишком свежую копирку, так как хотя она и дает четкий рисунок, но этот рисунок чрезвычайно легко пачкается — "сводится" рукой. И еще одно — предварительно линии контура рисунка необходимо подробно проработать на бумаге в 5 шаблоне. Правильно построенная и красиво (изящно)! нанесенная линия во многом определяет художественную ценность резного украшения.

    Рисунок можно наносить как на чистую, неотделанную поверхность, так и на лакированную. Чтобы рисунок, нанесенный на неотделанную поверхность, не стерся во время резьбы, линии его с помощью кисточки покрывают прозрачным лаком.

    В начале освоения техники резьбы по дереву контурную резьбу лучше всего выполнять на древесине мягких пород — липе, осине, уж после, когда выработаются необходимые и уверенность, и навыки ведения работы, можно будет вести работу на древесине более твердых пород. Работу вести лучше стоя, так как это даст вам большую свободу движения. При работе — правой рукой держат резец за черенок (ручку), а левой придерживают и направляют лезвие. Рассмотрим приемы выполнения контурной резьбы различными инструментами.

    Резьба косячком выполняется в два приема — надрезание (иногда еще говорят "зарезание") и подрезание. При работе, держа нож-косяк лезвием на себя и несколько наклонно, плавно и уверенно, преодолевая сопротивление древесины, вводят в нее лезвие и с усилием ведут по линии рисунка, направляя движение лезвия большим пальцем левой руки, упираясь им о боковую плоскость резака, стараясь, чтобы глубина надреза была все время одинаковой.

    Надрезав линию с одной стороны рисунка, отступив от рисунка на 1-1,5 мм в противоположную сторону, приступают к подрезанию уже надрезанного контура, при котором положение ножа в руке остается неизменным, за исключением того, что наклоняется он в сторону отступа на такой же угол, как и при надрезании. В результате описанных действий из-под ножа выходит трехгранная древесная полоска — "соломка", а на заготовке вместо нее остается двугранная выемка.


    Резьба косячком:
    1 — последовательность выполнения работ: а — надрезание; б — подрезание; 2 — работа одной рукой: а — на себя; б — от себя; 3 — работа двумя руками: а — на себя; б — от себя

    Для получения закруглений разных радиусов нужно использовать косячки и резаки с малым углом заточки клинка. Ножом-косячком можно резать как на себя, так и от себя, наклоняя его при этом во все стороны.

    При резьбе розеток или орнаментов с кривыми линиями ширину и глубину двухгранных выемок делают разными — это необходимо для большей выразительности рисунка и формы.

    566 Бесплатные изображения Резьба По Дереву

    Косячок в этом случае держат носком в глубине древесины для утончения линии, а выход к поверхности и заужение линии на нет делают пяткой. Если вершины сторон розетки сходятся в центре, то начинают резать носком от края окружности, а к середине обязательно выводят пятку косячка, так как иначе возможны сколы древесины.

    Резьба линий полукруглыми стамесками(стрелками показано направление движения инструмента, цифрами — порядок выполнения работы)

    Резьба линий полукруглыми стамесками. Контурную линию с полукруглой выемкой режут крутыми, средними и отлогими стамесками. Рассмотрим приемы резьбы на примере небольшой розетки. Крутой стамеской надрезают лепесток в закруглении с малым радиусом. При этом лезвие вводят в древесину в начале линии и, вращая стамеску, совмещают лезвие с кривой, наклоняя ее к центру розетки. Затем участок с большим радиусом кривизны продолжают надрезать средней стамеской, а на участке, Приближающемся по начертанию к прямой с незначительной кривизной, надрез заканчивают отлогой стамеской. Таким образом, проходят все лепестки розетки. Центральную окружность, имеющую малый радиус кривизны, надрезают крутой стамеской. Подрезку контура по участкам с внешних сторон выполняют стамесками более пологими, чем надрезы по этим участкам.

    Резьба линий крупных орнаментов полукруглыми стамесками и уголками. В домовой резьбе линии в технике контурной резьбы можно выполнять полукруглы­ми стамесками с высокими бортами и клюкарзами. Вырезанная этими инструментами линия представляет собой полукруглую выемку на плоскости древесины.

    Двугранную выемку режут стамесками-уголками и клюкарзами-уголками. Кривые линии очень удобно резать клюкарзами, так как по причине их конструктивной особенности их довольно успешно можно поворачивать во время ведения линии и менять угол наклона, что значительно расширяет маневр движений резчика.

    Резьба крупных орнаментов с более глубокими выемками с использованием киянок. Отметим, что в этом случае стамески должны быть особенно острыми. Также обратите внимание на строение слоев древесины, собираясь применить указанный способ. Не торопитесь одним ударом киянки пройти большое расстояние резцом.


    Резьба линий крупных орнаментов с помощью:
    а — полукруглой стамески, б — стамески-уголка, в — киянки

    Это приведет только к срыву инструмента и порче заготовки, иногда непоправимой. Ведите работу методично, ритмично, лучше всего, если при работе вы выберете удобный для вас ритм-ударов. Некоторые резчики не любят держать инструмент неподвижно, а предпочитают во время продвижения его под ударами киянки, слегка доворачивать его кистью вправо-влево, совсем незначительно, облегчая тем самым продвижение острия сквозь волокна древесины, как бы создавая для него предварительный зарез, своего рода плацдарм, но при этом избегая виляния инструмента по оси рисунка и возникновения волнистости выемки.

    Подчистку стыков линий резьбы удобнее делать двумя руками, направляя лезвие стамески левой рукой, а правой делая нажим и надрез. Подправлять и подчищать двухгранную выемку при резьбе уголком хорошо ножами-косячками и резачками.

    Чеканка фона вокруг контура рисунка нередко делается при использовании в композициях растительных и животных мотивов. В этом случае фон вокруг контура рисунка режут полукруглыми стамесками или клюкарзами в виде неглубоких линий или хаотических выемок, напоминающих следы от ударов молотком или чем-либо еще, что придает резьбе весьма живописный вид, позволяет зрительно "поднять" изображение из плоскости фона, сделать его более значимым. Если орнамент имеет крупный и глубокий контур, то фон иногда делают в виде мелкой сетки из прорезок, что также лучше выявляет рисунок. Такой прием имеет смысл использовать только в том случае, когда в композиции имеются крупные замкнутые участки контурного рисунка. Линейный ажурный рисунок с незамкнутыми контурами не имеет смысла помещать на чеканенный фон — он просто исчезнет в хаосе насечек.


    Контурная резьба с чеканкой фона:
    а — выемка стамеской-уголком; б — мелкими порезками полукруглой стамеской; в — в виде сеток косячком; г — извилистыми линиями стамеской-уголком

    Чтобы усилить выразительность контурной резьбы, изделия тонируют в темные, нередко черные тона, на которых контурные углубления смотрятся наиболее четко. Очень впечатляющими выглядят работы в технике контурной резьбы, выполненные "по черному лаку", в которых фон абсолютно черный с зеркальной поверхностью, а рисунок резьбы на нем — удивительно ярок. Хочется, однако, предостеречь начинающих резчиков, чтобы они не брали для своих работ живописных или каких-либо еще сюжетов. Поскольку контурная резьба предназначена для декорирования предметов обихода, лучше всего ограничиться чисто орнаментальными мотивами.

    Орнамент в технике контурной резьбы режут косячком. Кривые линии резать нужно плавно, не отрываясь, сначала с внешней, а затем с внутренней стороны контура. При увеличении кривизны линии пятку косячка поднимают над материалом. 

    Если правильно выявлены формы орнамента путем изменения глубины и ширины прорезаемых линий, контурная резьба может быть очень выразительной, несмотря на то, что она ограничена в своем художественном арсенале только выполнением разнообразных линий. Наиболее крупные формы, например, можно подчеркнуть более резкими (глубокими и широкими) линиями. Таким образом, можно достигнуть даже многопланового деления по глубине восприятия отдельных частей орнамента в зависимости от их места в иерархии значимости сложной композиции.

    Современные художники-резчики пользуются наряду с классическими приемами резьбы также и собственными. Так, например, очень выразительным является прием, при котором внутренний надрез делают вертикально, а вот зато внешний — настолько полого, что порой линия рисунка возникает из одной только светотени от ступеньки, образованной этой необычной подрезкой. Таким образом, может быть создан эффект пространственного восприятия крупных, иллюзорных, размещенных в плоскости доски, масс.

    Этим, можно сказать, исчерпывается арсенал основных приемов выполнения контурной резьбы, освоив которые, вы сможете резать орнаменты любой сложности для украшения дома снаружи или в интерьере.

    Выбор материала для резьбы по дереву является очень ответственным моментом и во многом гарантирует качество будущего изделия.

    Выбор материала для резьбы по дереву является очень ответственным моментом и во многом гарантирует качество будущего изделия. Определяясь с сортом древесины, важно чётко представлять желаемый конечный результат и принимать во внимание уровень мастерства резчика. Узнать больше про резьбу по дереву Вы можете здесь (http://www.grandecor.ru/), на сайте http://www.grandecor.ru/.

    Сорта древесины, применяемые для резьбы по дереву

    В большинстве случаев для резьбы по дереву используются следующие сорта древесины:

    • Липа
    • Берёза
    • Осина
    • Ольха
    • Клён
    • Дуб
    • Сосна, ель и другие хвойные породы
    • Капы и сувели – наросты на стволах.

    Наиболее популярным материалом, особенно у профессионалов, является липа. Считается, что её тонковолокнистая структура позволяет выполнять самую сложную и ажурную резьбу. Однако повышенная мягкость данного материала требует его обработки сверхострым инструментом, что может создать проблемы для начинающего резчика.

    Как выбрать материал для резьбы

    При выборе древесины для резьбы следует учитывать следующие её характеристики:

    • Твёрдость (мягкость)
    • Свилеватость (способность колоться)
    • Устойчивость к влаге
    • Плотность
    • Степень прямоты и цвет волокон
    • Возраст дерева

    Индивидуальные свойства каждой породы древесины

    Каждый мастер должен подходить к выбору сорта дерева строго индивидуально, исходя из собственных возможностей. Важно также учитывать сюжет и степень сложности резьбы, назначение будущего изделия, технологию его изготовления.

    Характеристики отдельных пород древесины и область применения

    • Липа является наиболее технологичным материалом и позволяет выполнять резные изделия любой сложности. Однако данный сорт древесины требует высокой квалификации резчика.
    • Осина имеет лёгкий зеленоватый оттенок и чаще всего используется для изготовления мелкой кухонной утвари, в том числе деревянных ложек.
    • Древесина ольхи легко поддаётся резке и отделке, а также позволяет имитировать другие породы деревьев. Многие мастера считают этот материал универсальным.
    • Берёза обрабатывается несколько сложнее, однако обеспечивает высокое качество реза. Её рекомендуется использовать для изготовления небольших декоративных предметов.
    • Отличительной чертой клёна являются белая, слегка желтоватая древесина и красивая вязкая текстура. Этот материал отличается прочностью и твёрдостью.

      Художественная резьба по дереву для начинающих

      Особую красоту он приобретает после полировки по радиальному срезу. Кленовая утварь ценится очень дорого.

    • Ещё более прочным материалом принято считать дуб. Он широко применяется для изготовления предметов домашнего обихода и декоративных резных работ больших размеров.
    • Ель и сосна характеризуются полосатой текстурой и повышенной мягкостью. Такой материал более всего подходит для изготовления крупных поделок и рельефной резьбы.

    Светлые и однотонные сорта дерева могут быть использованы для создания скульптурных портретов. Однотонная древесина является также подходящим материалом для ажурной резьбы. Яркие структурные полосы отдельных видов древесины полезны в тех случаях, когда изделию необходимо придать особую выразительность.

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *