Опубликовано

При возникновении неисправностей откладывать ремонтные

Содержание

Неисправности систем автомобиля

Автомобиль является сложным техническим устройством, в котором взаимодействует множество систем. Несмотря на высокую технологичность и надежность современного автомобиля, периодически происходят поломки транспортного средства. Даже владелец нового автомобиля не застрахован от неисправностей, и гарантийный срок тому свидетельство.

При возникновении неисправности встают два вопроса:

  • установление неисправности (диагностика);
  • устранение неисправности (ремонт).

Попытаемся ответить на оба вопроса.

Процесс оценки технического состояния автомобиля и определения неисправностей называется диагностикой. От качества проведения диагностики зависит объем ремонтных работ и, следовательно, затраты на его проведение. В зависимости от способа проведения различают следующие виды диагностики:

  • диагностика по внешним признакам (косвенная диагностика);
  • техническая диагностика (прямая диагностика).

Автолюбитель, наделенный знаниями конструкции автомобиля, в состоянии самостоятельно провести диагностику по внешним признакам. Это вдвойне актуально, если вы находитесь в пути и до ближайшего автосервиса многие километры.

Проведение технической диагностики требует наличия специальных знаний и навыков, а также применения различных приборов. По этой причине техническая диагностика осуществляется, как правило, в специализированных центрах. Разновидностью технической диагностики является компьютерная диагностика. С помощью специального программного обеспечения производится проверка работоспособности электронных компонентов автомобиля.

Опытный водитель производит косвенную диагностику автомобиля постоянно – от момента посадки в автомобиль и до конечной остановки. Это происходит почти автоматически. Во время движения основное внимание уделяется показаниям контрольно-измерительных приборов, а также характеристикам движения: режиму работы двигателя, устойчивости, плавности хода, легкости управления, эффективности торможения. Отклонения от стандартных параметров, как правило, свидетельствует о возникшей неисправности.

При диагностике неисправностей необходимо руководствоваться следующими принципами:

  • выявление и учет всех очевидных фактов, другими словами, установление всех внешних признаков неисправности;
  • проводение диагностирования от простого к сложному, последовательно исключая возможные неисправности.

Как показывает практика, неисправность системы автомобиля редко возникает неожиданно. Внешние признаки неисправности появляются постепенно. Необходимо помнить, что крупных неисправностей можно избежать, если своевременно диагностировать и устранить мелкие неполадки.

Признаки неисправностей, соответствующие определенным органам чувств человека, можно разделить на следующие виды:

  • акустические (слух);
  • визуальные (зрение);
  • эксплуатационные (обоняние и осязание).

Конкретная неисправность может иметь несколько внешних признаков. Это могут быть как признаки одного вида, так и их комбинация. Например, повреждение в топливной системе сопровождается повышенным расходом топлива, а также запахом бензина в салоне и подтеками под автомобилем.

С другой стороны несколько неисправностей могут иметь схожие внешние признаки. К примеру, повышенный расход топлива свидетельствует о неисправности форсунок, а также неправильной установке угла опережения зажигания, низком давлении в шинах и др.

Самую большую группу составляют акустические признаки неисправностей: всевозможные шумы, стуки, скрипы, гул, скрежет, треск и др. Источники посторонних звуков многочисленны, но основными являются неисправности двигателя, трансмиссии, ходовой части и рулевого управления. В среде автомобилистов есть крылатая поговорка: «Хороший стук всегда наружу вылезет». Многие ее понимают дословно и эксплуатируют автомобиль до конкретной поломки. Вместе с тем, смысл поговорки несколько иной – каждый посторонний звук в автомобиле говорит о зарождающейся неисправности. И чем раньше мы ее установим, тем меньшие последствия будут для автомобиля и, соответственно, для нашего кошелька. Самое главное не промахнуться с диагнозом.

При появлении посторонних звуков в автомобиле водитель должен четко представлять, при каких звуках (читаем — неисправностях) можно продолжать движение, а при каких движение строго запрещено. К примеру, большинство посторонних звуков в двигателе не предполагает дальнейшую эксплуатацию автомобиля.

Для диагностирования неисправности по звуку необходимо установить характер звука, источник распространения, а также изменение звучания при увеличении скорости и смене направления движения. Звук должен прослушиваться как в салоне автомобиля, так и за его пределами, в том числе в подкапотном пространстве.

Визуальная диагностика неисправностей производится на основе показаний контрольно-измерительных приборов на панели управления, а также путем внешнего осмотра автомобиля. При проведении внешнего осмотра особое внимание уделяется наличию подтеков под автомобилем, исправности шин, внешних осветительных приборов. Периодически проводится внешний осмотр систем и механизмов в подкапотном пространстве. Проверяется уровень масла и специальных жидкостей, наличие подтеков на двигателе и коробке передач, целостность воздушных патрубков и электрической проводки.

К эксплуатационным признакам неисправностей относятся признаки, определяющиеся с помощью обоняния и осязания. Запахи играют важную роль в диагностике неисправностей систем автомобиля. Так, запах бензина в салоне свидетельствует о неисправности топливной системы, запах выхлопных газов (если это не идущий впереди «КамАЗ») – о неисправности выпускной системы, запах подгоревшего машинного масла – о неисправности системы смазки. Сладкий химический аромат появляется при подтекании охлаждающей жидкости — неисправности системы охлаждения. Прогоревший катализатор сопровождается запахом тухлых яиц. Имеет свой специфичный запах и плавящаяся проводка электрооборудования автомобиля.

В диагностике неисправностей также активно участвует тело человека: руки, ноги, «пятая точка», кожные покровы. С помощью осязания определяются многие неисправности. Например, рывки при движении свидетельствуют о неисправности системы зажигания. Затруднения при переключении передач проявляются при неисправности коробки. Неисправности элементов подвески (пружин, амортизаторов) сопровождаются проседанием автомобиля. Увеличенный ход педали тормоза говорит о неисправности тормозной системы и т.д.

Таким образом, по внешним признакам можно определить множество неисправностей, но далеко не все, особенно в части электроники. Во многих случаях совремнному автомобилю требуется техническая диагностика.

Задачу по устранению выявленной неисправности каждый водитель решает самостоятельно. Устранение некоторых неисправностей не требует специальных навыков. Вместе с тем серьезные ремонтные работы лучше доверять специалистам.

Законодательная база

В законе «О защите прав потребителей» устанавливается право покупателя на своевременное устранение поломок и недостатков товара за счет фирмы-изготовителя, а ряде случаев – и самого продавца.
По закону, изготовитель самостоятельно устанавливает срок, в течение которого он ручается за исправность своего товара и гарантирует бесплатное устранение неисправностей. Это может быть как 1–2 месяца, так и несколько лет. Кроме того, продавец имеет право установить дополнительный срок, увеличивая период предоставления бесплатных сервисных услуг. Он принимает на себя обязательства по устранению неполадок и выплате различного рода неустоек.
Изготовитель может и не указывать срок, в течение которого возможен гарантийный ремонт. Но при этом, согласно статье 19 рассматриваемого нами закона, покупатель товара имеет возможность предъявить претензию к его качеству на протяжении 2 лет со дня оформления покупки. Обратите внимание, что такой срок действует и для тех изделий, у которых гарантийный срок гораздо меньше 2 лет.
Гарантия предполагает, что при обращении, вы получаете бесплатный ремонт вещи, вне зависимости от того, требуется ли для этого заказ деталей или же нет.

Точкой отсчета срока считается дата приобретения товара. В случае если его покупка связана с доставкой почтой или курьерской службой, то срок отсчитывается с момента получения. Есть ряд товаров, срок гарантии на которые начинает отсчитываться с момента наступления определенного сезона. Под это правило попадают сезонные товары, такие как одежда, обувь.

Порядок подачи претензии

Итак, вы обнаружили поломку или неисправность и приняли решение обратиться в сервисный центр. Для обращения вам понадобится:

  • Составленная претензия.
  • Оригинал гарантийного талона или другого документа, подтверждающего покупку.
  • Ваш паспорт.

Заявление о гарантийном ремонте вручается лично под роспись принимающего лица. Он обязан заверить второй экземпляр, который остается у вас. На вашем экземпляре должны стоять фамилия и имя принявшего лица, его подпись, дата принятия заявления и печать сервисного центра.
После подачи заявления необходимо предоставить товар. Принимающая сторона составляет акт о принятии товара. В документ вносятся следующие данные:

  • дата получения товара;
  • ваши данные;
  • данные принимающего лица;
  • подробное описание полученного изделия с указанием его идентификационного или заводского номера;
  • описание повреждений.

Если экспертиза проводится принимающим лицом на месте в вашем присутствии, то в документ вписывается подтверждение того, что поломка подходит под гарантийный ремонт и товар принят в починку. Если продавец не может на месте определить, является ли случай гарантийным – он отправляет товар на экспертизу. При этом также составляется акт передачи товара.

образец акта приёма-передачи товара для гарантийного обслуживания в формате .doc (Word)
Экспертиза оплачивается фирмой, которая производит ремонт, и выполняется в течение 10 дней. В некоторых случаях срок может быть несколько больше – 20 дней.
Обратите внимание, что если в ходе экспертизы выяснится, что поломка не подходит под гарантийный ремонт, вас обяжут оплатить ее проведение и дорожно-транспортные расходы, связанные с перевозкой изделия в лабораторию и из нее.
В ряде случаев, если отдаваемый на ремонт товар имеет вес, превышающий 5 кг или относится к крупногабаритным, то при составлении заявления, вы имеете право требовать доставку товара на ремонт и обратно за счет продавца или же потребовать компенсацию на затраты по доставке.
Кроме того, не забывайте, что вы всегда можете составить претензию на возврат товара ненадлежащего качества.

Подменный товар на время гарантийного ремонта

В пункте 2 статьи 20 указано, что в случае сдачи изделия на ремонт по гарантии потребитель может изъявить желание получить заменой товар. Он выдается на тот период, пока оригинальный товар находится в ремонте.
По определению, замена должна обладать теми же характеристиками, что и оригинал. Предоставляется в течение 3 дней на безвозмездной основе, но только при наличии письменного требования. Если заявление не было написано и в самой претензии также отсутствует требование о выдаче подменного товара, рассчитывать на его получение не стоит.
пример заявления о предоставлении аналогичного товара на период ремонта в формате .docx (Word)
Но это не означает, что вы можете получить замену для любого товара. Существует исключения, которые не предоставляются на период ремонта:

  • Автомобили и мототехника, их комплектующие.
  • Мебель.
  • Плавсредства.
  • Электрические бытовые приборы, используемые в гигиенических или медицинских целях. Это фены, грелки, электрические щетки для зубов, электробритвы и т.д.
  • Электрические приборы, предназначены для приготовления пищи.
  • Оружие — как холодное, так и огнестрельное, его комплектующие.

Если подменный товар не был выдан, то ежедневно насчитывается пеня в размере 1% от стоимости товара, которая затем выплачивается потребителю.
Стоит обратить внимание, что зачастую выплаты такого характера можно получить только в судебном порядке или же пригрозив компании судом.

Получение товара после ремонта

После того как ремонт выполнен, вам должны вернуть вещь. При этом работники сервисного центра должны позвонить вам или сообщить каким-либо иным способом, что вы можете забрать изделие.

Забирая вещь, необходимо тщательно осмотреть ее — нет ли новых недостатков, которых ранее не было, цел ли предмет (отсутствие царапин, сколов). Обязательно потребуйте, чтобы вам продемонстрировали работу вашей вещи. Это необходимо для того чтобы удостовериться – все работы ли были выполнены правильно. В противном случае, вы не сможете предъявить компании какие-либо претензии, если окажется, что ремонт был выполнен не в полном объеме.
Не забудьте получить справку или отчет о произведенном ремонте. В документе должны быть указаны:

  • Дата заявлений.
  • Дата принятия изделия на ремонт.
  • Длительность ремонтных работ.
  • Описание дефектов и недостатков, использование комплектующих и запчастей.
  • Подтверждение того, что дефект был устранен.
  • Дата возврата товара владельцу.

бланк акта о проведении диагностических и ремонтных работ в формате .docx (Word)

Видео: Что делать при поломке гарантийного товара?

Более детально о возможностях ремонта товара, который находится на гарантии, вы сможете узнать из короткого видеоролика:

Наличие гарантии на изделие предполагает, что в случае его поломки в течение срока, указанного в гарантийном талоне, потребитель имеет возможность бесплатно отремонтировать товар. Представитель компании-производителя или же ближайший сервисный центр обязан провести ремонт в течение 45 дней с момента обращения.

Если коротко, то пишется слитно, когда утверждается поломка (неисправность), и пишется раздельно, когда она отрицается.

Мотор неисправен. (Утверждается сломанность).

Мотор не исправен. (Отрицается сломанность).

(Этот принцип действует и для наречия «неисправно»).

Подробное описание

1. Пишутся слитно прилагательные с «не», если они приобретают противоположное значение с «не». В таких случаях, как правило, их можно заменить синонимом без «не». Например: «неисправен» — «поломан».

Примечание. Не всегда удается подобрать подобный синоним, но утвердительный оттенок значения, содержащийся в прилагательном, служит основанием для слитного написания.

2. Пишется раздельно, если имеется или подразумевается противопоставление.

Пример:

Мотор не исправен, а сломан.

3. Пишется раздельно, если есть пояснительные слова отрицательных местоимений и наречий (начинающихся с «ни») или сочетаний «далеко не», «вовсе не», «отнюдь не».

Пример:

Мотор отнюдь не исправен.

Примечание 2. При наличии в качестве пояснительного слова наречия «совсем» возможно как слитное, так и раздельное написание, что связано с двумя значениями, в которых употребляется указанное наречие:
1) «совершенно, очень»;
2) «отнюдь», «никоим образом»;

Сравните:

Совсем неисправный мотор. (Совершенно сломанный).

Совсем не исправный мотор. (Отнюдь не рабочий).

Двоякое толкование допускает и наречие «вовсе»:
1) «отнюдь»;
2) «совсем, совершенно» — в разговорном стиле речи;

Сравните:

Хотя мотор нам прислали из ремонта, он вовсе не исправен. (Отнюдь не исправен).

В последнее время мотор барахлил, а сейчас он вовсе неисправен. (Совсем сломан).

4. Пишется слитно, если есть наречия меры и степени: «весьма», «очень», «крайне», «почти», «совершенно», наречное выражение «в высшей степени» и т. п.

Оказалось, что мотор совершенно неисправен.

Диагностика Фольксваген, Ауди, Шкода, Сеат

Считывание и расшифровка основных показателей автомобиля

  • Golf 5 GTI stage 3
  • ~ 40 мин
  • 320 hp +

Преимущества работы с нами заключаются в гарантии на весь комплекс проводимых работ, качестве предоставляемых услуг, использовании как дилерского, так и стороннего оборудования рассчитанного именно на VAG группу, поддержке работы с автомобилями выпущенными с 1996-го по 2019-й год. На странице «О компании» есть ещё больше информации о нас.

Ведомый поиск неисправностей

Если проблема возникает в определенных случаях/ситуациях и отследить её появление не всегда возможно — мы проведем тесты исполнительных механизмов в ЭБУ, которые имитируют реальную работу того или иного элемента (например насос вторичного воздуха, электромагнитные клапаны, заслонки моторчика печки и т.п.) используя оборудование дилерского уровня. Вам не придётся искусственно воссоздавать ситуацию, что бы показать проблему. Так же возможна адаптация датчиков, блоков и заслонок в случае их замены или например после обновления ПО и активации скрытых функций.

Логи: снятие и расшифровка

В наш комплекс работ входит снятие и расшифровка лог-файлов по основополагающим параметрам:

  1. давление наддува
  2. лямбда-регулирование
  3. давление тннд/тнвд
  4. нагрузка
  5. расход воздуха
  6. пропуски зажигания
  7. ретарды
  8. смесеобразование в целом

Это даст оценить реальное техническое состояния а/м на момент обращения. Так же логи — обязательное условие онлайн настройки при чип-тюнинге. Это наиболее грамотный способ понять по какой причине машина «не едет», если в ошибках пусто, а механика проверена и исправна.

Комплексная компьютерная диагностика

Обратившись с неправильной работой датчиков, потенциометров, исполнительных элементов — после поиска и устранения сделаем комплексную компьютерную диагностику по остальным неисправностям. Она включает в себя проверку всех блоков управления на предмет наличия ошибок, и при обнаружении проблем в одном из них — будут даны четкие рекомендации по устранению вне зависимости необходим ли частичный ремонт элемента или же полная замена. В итоге получаете полную информацию о работоспособности автомобиля.

Диагностика Porsche и Bentley. Эти авто так же принадлежат концерну Volkswagen Group, соответственно наше оборудование поддерживает работу и с ними. Готовы предоставить полное сканирование а/м включая ведомый поиск неисправностей, кодирование и адаптацию. В результате произведенных действий получаете рекомендации по каждому проверенному элементу и способы устранения найденных проблем.

Решение типовых проблем

У большинства автомобилей концерна VAG сформировался список типовых проблем — «стандартных болячек» для той или иной модели. За счет многолетнего опыта имеем возможность поставить диагноз без подключения сканера. Тем не менее мы рекомендуем произвести поиск неисправностей по всем блокам управления находящимся в транспортном средстве. Плюс к этому, на соплатформенных авто присутствуют стандартные проблемы, которые могут ни как себя не проявлять. Рекомендуется пресекать их ещё в момент выхода из допустимых диапазонов до возникновения ошибок.

Стоимость услуг рассчитывается индивидуально исходя из типа выбранной проверки, в некоторых случаях вывод на неисправный элемент может занимать до 2-х часов включая проверку целостности проводки и вскрытие электронного блока управления. Цены указанные ниже носят ознакомительный характер и не являются публичной офертой:

Тип услуги Стоимость Время
Комплексная диагностика 900 руб ~50 мин
Точечная диагностика 600 руб 20 мин
Снятие логов 500 руб 30 мин
Адаптация DSG 900 — 1400 руб от 45 мин
Адаптация пневмоподвески 800 руб до 30 мин

Проверка систем ABS, ESP, ASR осуществляется индивидуально и зависит от платформы автомобиля, рассчитать время работ заранее невозможно — так же как и для проверки рулевого управления, отопления и кондиционирования, полного привода и элементов бортовой сети.

Возможна выездная диагностика. В случае если вам требуется посмотреть машину в другом городе на предмет наличия серьёзных проблем с двигателем, кпп, абс или узнать реальный пробег — мы готовы приехать к клиенту. Это распространяется и на случаи если автомобиль встал посреди дороги и не заводится (или заводится, но не едет/пропала тяга). Никаких проблем — выйдем из ситуации в день звонка.

птэ — билеты 50шт / 2 БИЛЕТ-ОТВЕТ

ЮЖНО-УРАЛЬСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА —

ФИЛИАЛ ОАО «РЖД»

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ

БИЛЕТ № 2

по проверке знаний ПТЭ

(утвержденные Приказом Минтранса России от 21.12.2010г №286)

  1. Обязанности работников железнодорожного транспорта в случаях, угрожающих жизни и здоровью людей и при обнаружении неисправности объектов инфраструктуры, создающей угрозу безопасности движения. (ПТЭ раздел 1 пункт 12)

ОТВЕТ:

Работники железнодорожного транспорта обязаны подавать сигнал остановки поезду или маневрирующему составу и принимать другие меры к их остановке в случаях, угрожающих жизни и здоровью людей или безопасности движения. При обнаружении неисправности сооружений или устройств, создающей угрозу безопасности движения, работники железнодорожного транспорта должны немедленно принимать меры к устранению неисправности, а при необходимости к ограждению опасного места для устранения неисправности.

  1. В какой зависимости от очередности перевозок устанавливается приоритетность поездов. (ПТЭ, Приложение 6, пункт 5)

ОТВЕТ:

Приоритетность поездов устанавливается в зависимости от следующей очередности перевозок:

перевозки, осуществляемые для восстановления движения поездов и тушения пожаров (восстановительные и пожарные поезда, снегоочистители, локомотивы без вагонов, специальный самоходный подвижной состав, назначаемые для восстановления нормального движения и для тушения пожара);

воинские перевозки;

перевозки пассажиров в международном сообщении (высокоскоростные, скоростные, скорые пассажирские поезда);

перевозки пассажиров в пределах Российской Федерации в дальнем следовании (высокоскоростные, скоростные, скорые пассажирские поезда);

перевозки пассажиров в пределах Российской Федерации в пригородном сообщении (поезда пригородного сообщения);

перевозки почтовых отправлений, багажа, грузобагажа (почтово-багажные, грузобагажные поезда);

специальные перевозки (специальные поезда);

грузопассажирские и людские перевозки (грузопассажирские и людские поезда);

перевозки грузов (грузовые (сквозные, участковые, сборные, вывозные, передаточные), хозяйственные поезда и локомотивы без вагонов).

  1. На какие типы по назначению подразделяются светофоры на железнодорожном транспорте. (ПТЭ Приложение 7 пункт 6)

ОТВЕТ:

Светофоры по назначению подразделяются на следующие типы:

1) входные – разрешающие или запрещающие поезду следовать с перегона на железнодорожную станцию;

2) выходные – разрешающие или запрещающие поезду отправиться с железнодорожной станции на перегон;

3) маршрутные – разрешающие или запрещающие поезду проследовать из одного района железнодорожной станции в другой;

4) проходные – разрешающие или запрещающие поезду проследовать с одного блок-участка (межпостового перегона) на другой;

5) прикрытия – для ограждения мест пересечений железнодорожных путей в одном уровне другими железнодорожными путями, трамвайными путями и троллейбусными линиями, разводных мостов и участков, проходимых с проводником;

6) заградительные – требующие остановки при опасности для движения, возникшей на железнодорожных переездах, крупных искусственных сооружениях и обвальных местах, а также при ограждении составов для осмотра и ремонта вагонов на станционных железнодорожных путях;

7) предупредительные – предупреждающие о показании основного светофора (входного, проходного, заградительного и прикрытия);

8) повторительные – для оповещения о разрешающем показании выходного, маршрутного, въездного (выездного), технологического и о показании горочного, маневрового светофоров, когда по местным условиям видимость основного светофора не обеспечивается;

9) локомотивные – для разрешения или запрещения поезду следовать по перегону с одного блок-участка на другой, а также предупреждения о показании путевого светофора, к которому приближается поезд;

10) маневровые – разрешающие или запрещающие производство маневров;

11) горочные – разрешающие или запрещающие роспуск вагонов с горки;

12) въездные (выездные) – разрешающие или запрещающие въезд железнодорожного подвижного состава в производственное помещение и выезд из него на железнодорожных путях необщего пользования;

13) технологические – разрешающие или запрещающие подачу или уборку железнодорожного подвижного состава при обслуживании объектов, расположенных на железнодорожных путях необщего пользования (вагоноопрокидывателей, вагонных весов, устройств для восстановления сыпучести грузов, сливо-наливных устройств и др.).

Один светофор может совмещать несколько назначений (входной и выходной, выходной и маневровый, выходной и маршрутный и др.).

Как обязан действовать работник железнодорожного транспорта при обнаружении неисправности сооружений или устройств, создающей угрозу безопасности движения?

Экзаменационный БИЛЕТ № 1

Как обязан действовать работник железнодорожного транспорта при обнаружении неисправности сооружений или устройств, создающей угрозу безопасности движения?

Работники железнодорожного транспорта обязаны подавать сигналы остановки поезду или маневрирующему составу и принимать другие меры к их остановке в случаях, угрожающих жизни и здоровью людей или безопасности движения. При обнаружении неисправности сооружений или устройств, создающей угрозу безопасности движения, работники железнодорожного транспорта должны немедленно принимать меры к устранению неисправности, а при необходимости к ограждению опасного места для устранения неисправности.

В каких случаях допускается проследование закрытого, в том числе с непонятным показанием или погасшего светофора?

Проследование закрытого, в том числе с непонятным показанием или погасшего светофора, допускается в соответствии с порядком, установленным нормами и правилами и ПТЭ (По приказу, днц, дсп, пригласительному, телефону и при спец маневрах)

Назначение и конструкция автосцепки СА-3.

Автосцепка служит для сцепления единиц подвижного состава, а также передачи тяговых и ударных нагрузок.

Автосцепка СА-3 является тягово-ударной нежесткого типа. Она состоит из корпуса 4 и деталей механизма сцепления: замка 5, замкодержателя 2, предохранителя 3, подъемника 6, валика подъемника 7.

Головная часть автосцепки (голова) переходит в удлиненный пустотелый хвостовик, в котором имеется отверстие 1 для размещения клина, соединяющего автосцепку с тяговым хомутом. Голова автосцепки имеет большой 10 и малый 9 зубья. В пространство между малым и большим зубьями, в так называемый зев автосцепки, выступают замок 5 и замкодержатель 2, взаимодействующие в сцепленном состоянии со смежной автосцепкой.

Неисправности крана машиниста 395.

— При служебном торможение давление в УР понижается с 5 до 4 кгс/см2 более чем за 6 сек. Причина: засорение отверстия диаметром 2,3 мм

— Пропуск уплотнителя уравнительного поршня – прочистить отверстие 2,3 м, смазать манжету поршня в движение кратковременно пользоваться VI положением

— При переводе крана в V положение происходит разрядка ТМ до нуля. Причина: зауженние трубки УР.

— Уменьшение объёма УР, засорение отверстия диаметром 1,6 мм. Устранение: использовать положение Vэ

— в V положение не происходит снижение давления в ТМ – Засорение отверстия 2,3 мм и засорение отверстия диаметром 1,6 мм. Заедание уравнительного поршня. Устранение: применить экстренное торможение.


— в положение IV самопроизвольно понижается давление в УР – утечка в УР. Пропуск манжеты через уравнительный поршень. Устранить утечки, смазать поршень. В пути следования пользоваться III положением.

— в поездном положение резко повышается давление в ТМ – засорение и пропуск питательного клапана редуктора или большая утечка с УР. Устранение: Очистка клапана, снять фильтр.

Что запрещается локомотивной бригаде во время движения электропоезда?

-высовываться из боковых окон кабины управления за пределы зеркала заднего вида и форточек боковых дверей служенного тамбура

— открывать входные наружные двери и высовываться из них

-подниматься на мвпс и спускаться с него при его движении, а также сходить с него при остановке на местах, не имеющих настил

-отлучаться пом.мащ. из кабины управления при движении на сигналы требующие снижения скорости или остановки, следование по станциям в пределах искусственных сооружений, при проследовании постов безопасности

-отключать защитные блокировки

Экзаменационный БИЛЕТ №2

Какие поезда разрешается принимать на 3 желтых огня светофора и каким порядком?

три желтых огня — разрешается локомотиву, моторвагонному поезду, мотовозу, дрезине следовать на свободный участок железнодорожного пути с особой осторожностью и со скоростью на железнодорожных путях общего пользования — не более 20 км/ч

Экзаменационный БИЛЕТ №3

На каком расстоянии должны быть отчетливо различимы днем и ночью из кабины управления подвижной единицей сигнальные огни светофоров входных, предупредительных, проходных, заградительных и прикрытия: на прямых участках пути в кривых участках пути (не менее)?

Красные, желтые и зеленые сигнальные огни светофоров входных, предупредительных, проходных, заградительных и прикрытия на прямых участках железнодорожного пути общего пользования должны быть днем и ночью отчетливо различимы из кабины управления подвижной единицей на расстоянии не менее 1000 м. На кривых участках железнодорожного пути показания этих светофоров, а также сигнальных полос на светофорах должны быть отчетливо различимы на расстоянии не менее 400 м. В сильно пересеченной местности (горы, глубокие выемки) допускается сокращение расстояния видимости, но не менее 200 м.


Экзаменационный БИЛЕТ №4

Экзаменационный БИЛЕТ №5

Экзаменационный БИЛЕТ №6

Экзаменационный БИЛЕТ №7

1.Что является границей блок-участка при АЛСН, применяемой как самостоятельное средство сигнализации при движении поездов?

На участках, где автоматическая локомотивная сигнализация применяется как самостоятельное средство сигнализации и связи, на границах блок-участков устанавливаются сигнальные знаки «Граница блок-участка».

Экзаменационный БИЛЕТ №8

Минимальное расстояние от токоведущих элементов токоприемника и частей контактной сети, находящихся под напряжением до заземленных частей сооружений и железнодорожного подвижного состава на линиях, электрифицированных на переменном токе?

Высота подвеса контактного провода вне искусственных сооружений должна быть не менее: на перегонах и железнодорожных станциях — 5750 мм; на железнодорожных переездах — 6000 мм.

В пределах искусственных сооружений расстояние от токоведущих элементов токоприемника и частей контактной сети, находящихся под напряжением, до заземленных частей сооружений и железнодорожного подвижного состава должно быть не менее 200 мм на линиях, электрифицированных на постоянном токе, и не менее 270 мм — на переменном токе.

Экзаменационный БИЛЕТ №9

Требования ПТЭ предъявляемые к содержанию колесных пар.

Каждая колесная пара должна иметь четко поставленные знаки и клейма о месте и времени формировании и полного освидетельствования. Расстояние между внутренними гранями колес должно быть при скорости движения до 120 км/ч – 1440 ±3 мм.

Колесные пары осматривают:

— в момент прибытия;

— после прибытия на станцию формирования и после формирования состава перед отправлением, на ПТО;

— при техническом ремонте вагонов; — во всех случаях после аварий и схода с рельсов вагонов.

Экзаменационный БИЛЕТ №10

Требования ПТЭ к тормозному оборудованию и автосцепному устройству.

Подвижной состав, в том числе специальный подвижный состав, должен быть оборудован автоматическими тормозами, а пассажирские вагоны и локомотивы, кроме того, электропневматическими тормозами.
Автоматические тормоза подвижного состава, в том числе специального самоходного подвижного состава, должны содержаться по установленным нормам и обладать управляемостью и надежностью действия в различных условиях эксплуатации, обеспечивать плавность торможения, а также остановку поезда при разъединении или разрыве воздухопроводной магистрали и при открытии стоп-крана (крана экстренного торможения). Автоматические и электропневматические тормоза подвижного состава должны обеспечивать тормозное нажатие, гарантирующее остановку поезда при экстренном торможении на расстоянии не более тормозного пути.

Подвижной состав, в том числе специальный самоходный подвижный состав, должен быть оборудован автосцепкой.
Высота оси автосцепки над уровнем верха головок рельсов должна быть:

-У локомотивов, пассажирских и грузовых порожних вагонов не более 1080 мм

— У локомотивов и пассажирских вагонов с людьми не менее 980 мм

— У грузовых вагонов (груженых) не менее 950 мм

Экзаменационный БИЛЕТ №11

Требование охраны труда локомотивной бригады электропоезда перед приемкой.

Проверить:

— записи в журнале ТУ-152

-Работу устройств обеспечения безопасности движения

-наличие работоспособности блокировочных устройств, исправности заземлений, кожухов электрических приборов, аппаратов и корпусов вспомогательных машин, зашитых кожухов печей и электроколориферов.

-наличие и исправность вращающихся частей оборудования

-работу звуковых приборов, прожектора, буферных огней

-наличие исправности инструмент, пожарного инвентаря, сигнальных принадлежностей, средств пожаротушения, тормозных башмаков

6. Порядок действия локомотивных бригад при остановке поезда по нарушению целостности напорной, тормозной магистрали.

Экзаменационный БИЛЕТ №12

Какую функцию выполняет автоматическая локомотивная сигнализация (АЛСН) на участках, оборудованных автоблокировкой (АБ)?

Автоматическая блокировка должна дополняться автоматической локомотивной сигнализацией и устройствами диспетчерского контроля за движением поездов.

Путевые устройства автоматической локомотивной сигнализации должны обеспечивать передачу на локомотив, мотор-вагонный подвижной состав, специальный самоходный подвижной состав информации о показаниях путевых светофоров, к которым приближается поезд, а также информацию о занятости или свободности впереди лежащих блок-участков при движении только по показаниям локомотивных светофоров.

Экзаменационный БИЛЕТ №13

Экзаменационный БИЛЕТ №14

Экзаменационный БИЛЕТ №15

Экзаменационный БИЛЕТ №16

Экзаменационный БИЛЕТ №17

Экзаменационный БИЛЕТ №18

Требование охраны труда перевыполнение технического обслуживание 1.

Закрепить состав перед осмотром, на путях находиться в жилетах, работать с исправном инструментом, не залазить в высоковольтные шкафы.

Экзаменационный БИЛЕТ №19

Экзаменационный БИЛЕТ №20

Экзаменационный БИЛЕТ № 1

Как обязан действовать работник железнодорожного транспорта при обнаружении неисправности сооружений или устройств, создающей угрозу безопасности движения?

Работники железнодорожного транспорта обязаны подавать сигналы остановки поезду или маневрирующему составу и принимать другие меры к их остановке в случаях, угрожающих жизни и здоровью людей или безопасности движения. При обнаружении неисправности сооружений или устройств, создающей угрозу безопасности движения, работники железнодорожного транспорта должны немедленно принимать меры к устранению неисправности, а при необходимости к ограждению опасного места для устранения неисправности.

>Поиск неисправностей в электронике

Алгоритм поиска неисправности

Анализируем ситуацию

Анализ ситуации предполагает обзор и исследование возникшей проблемы. Будьте Шерлоками Холмсами! Ответьте себе на все вопросы: где, куда, откуда, как, почему, когда, зачем??? Нужно внимательно осмотреть пациента, перед тем как его вскрывать. Может кто смотрел сериал Доктор Хаус? Всю серию они анализируют ситуацию, и только уже потом лечат. Если вы все-таки не знаете с чего начать, вот вам небольшой план:

  • обсудите неисправность с владельцем данного электронного устройства
  • может вы раньше ремонтировали что то подобное, вспомните что-нибудь похожее из своей практики, бывает так, что узлы радиоэлектронных устройств строятся по одинаковому принципу.
  • а если все-таки неисправности нет, просто у владельца нет толка общения с данным устройством. Помню как то у мужичка громкость не добавлялась на мобиле, так он оказывается ее не теми кнопками пытался добавить))).
  • определите различия между поломанным устройством и с тем какое оно должно быть при правильной работе.
  • оцените ситуацию и сделайте правильные выводы из всего выше сказанного

Определяем причину

Самый большой по времени и серьезный шаг. Начните с подготовки соответствующих схем. Не старайтесь сократить этот этап, бросаясь сразу работать и тратя много времени на исправление устройства, в то время как простое чтение руководства по техническому обслуживанию может способствовать скорейшему решению проблемы. Когда вы подготовились, выполните следующие операции:

  • опишите проблему про себя
  • сравните ситуацию с условиями работы устройства до возникновения неисправности
  • вспомните различные симптомы которые были замечены при возникновении дефекта. Это может быть какой-то шум, запах, искры, дым и тд.
  • сравните компоненты. Какие компоненты в порядке, а какие нет. Например, большой резистор во включенной аппаратуре должен быть чуть нагретый.
  • сделайте тестирование оборудования с помощью мультика и других приборов.

Принимаем решение

На этом этапе рассматриваем различные варианты решения проблем. Ремонтировать его или выкинуть? Что дешевле и проще? Покупать микросхему или выпаять ее из другого устройства? Смотрим, что будет экономнее по времени и по деньгам. Решать вам.

Помните о необходимости всегда выполнять эти три фазы. Для того, чтобы стать первоклассным специалистом, нужно строго им следовать.

Поиск неисправности лабораторного блока питания

Анализ ситуации

Поиск неисправностей начинаем с анализа ситуации.

Итак, у нас в ремонте лабораторный блок питания. Ну что, ситуацию я проанализировал. Перегрузка по питанию, в результате чего он стал выдавать 24 Вольта, вместо положенных 0-15 Вольт. Напряжение не регулируется. Значит, помер какой-то радиоэлемент. Для того, чтобы определить причину возникновения неисправности, мы должны найти на него схему и вскрыть наш блок питания. Как говорится, “вскрытие покажет”.

Вскрываем наш блок питания

Находим причину возникновения неисправности

На этом этапе мы должны определить причину возникновения поломки, а также параллельно анализировать ситуацию. Как обычно, начинаем осмотр с источника питания. Трансформатор у нас в норме, как и по схеме, он выдает нам переменное напряжение 20 Вольт. После диодного моста на конденсаторе напряжение 35 Вольт. Идем таким путем, проверяя все элементы на своем пути. Для того, чтобы научиться проверять радиоэлементы, нужно прочитать статьи:

Как измерить:

  • ток и напряжение мультиметром
  • сопротивление мультиметром

Как проверить:

  • биполярный транзистор мультиметром
  • диод мультиметром
  • конденсатор мультиметром
  • предохранитель мультиметром

а лучше вообще прочитать все статьи сайта)

Ваши органы чувств – ваши помощники

Для того, чтобы определить неисправность, очень часто помогают наши пять чувств, но будем пользоваться четырьмя:

  1. Зрение (глаза)
  2. Осязание (кожа)
  3. Обоняние (запах)
  4. Слух (уши)

Используйте их как можно чаще. Визуальный осмотр может дать Вам 80% нахождения неисправности. Это может быть сгоревший элемент, или печатная дорожка, а также обрыв или наоборот короткое замыкание. Не поленитесь, осмотрите хорошенько со всех сторон сломанную вещь.

Осязание может также сильно помочь вам в поиске неисправности. Если прибор включить в сеть и потрогать большие резисторы ( их мощность рассеивания, как правило, большая), то они должны быть теплые или даже чуток горячие. Если холодные, значит или в резисторах обрыв, либо напряжение до них не доходит. Микросхемы должны быть холодноватые или чуточку теплые. Процессоры или мощные микросхемы горяченькие. Если уж слишком горячие – то следовательно микросхеме или процессору хана. Холодными должны быть конденсаторы и катушки индуктивности.

Все это приходит с опытом. Используйте осязание как можно чаще, но будьте очень осторожны. Если коснетесь выводов элементов, то вас хорошенько может “дернуть” током, ну смотря, конечно, в какой цепи какой ток.

Настоящий электронщик должен знать запах горелого кремния, проводов, запах горелого трансформатора, горелой платы и тд наизусть. Напрягите свой нюх и попробуйте уловить “аромат” неисправности. Если аппаратура сгорела при вас, то сразу принюхивайтесь и визуально осмотрите ее.

Прислушайтесь к работе неисправной аппаратуры. Может слышится какое-то потрескивание, писк, гудение или еще что-то. Например, гудение асинхронного двигателя говорит о том, что может быть оборвана одна из фаз или не крутятся подшипники. Если гудит трансформатор, то это может значить короткое замыкание в обмотках.

Определяем дефектный узел

Вскрыв блок питания, я обнаружил, что у меня микросхема греется очень сильно при включении блока питания в сеть и нажатия кнопки POWER на самом блоке. Скорее всего в ней возникло короткое замыкание. Находим в интернете даташит на эту микросхему. В моем случае – это LM723. Она является регулятором напряжения.

Но беда не приходит одна. Сгорел еще и транзистор – BD140.

Пошел в магазин за новыми запчастями. Итого, микросхема 20 рублей, транзистор – 10 рублей. Вместе 30 рублей.

Ну что же, надо отпаять микросхему, для этого используем наш оловоотсос. На фото вид платы снизу микросхемы.

Получаем

Выдергиваем микросхему с помощью нехитрого инструмента экстрактора

Подготавливаем новую микросхему, и лудим ее выводы флюсом ЛТИ-120

Вставляем ее в наши отверстия, где находилась микросхема. Вставляйте точно также, как стояла дохлая микросхема! Кто не помнит, как она стояла, производители аппаратуры часто рисуют ее образ на плате. Получается, что выемка микросхемы должна быть справа.

Вставляем ее как надо

Смазываем площадки гелевым флюсом

И запаиваем по очереди каждую контактную площадку капелькой припоя на кончике паяльника.

Все те же самые операции проводим и с транзистором.

Блок питания у меня заработал как надо. Можно, конечно, его доработать, но на это требуется время и соответствующие знания. Но меня пока что вполне устраивает.

Заключение

Поиск неисправностей приходит с опытом и с годами. Следуйте этим простым этапам определять работоспособность компонентов, и вы никогда не будете носить аппаратуру мастеру-электронику, который сдерет с вас ого-го! Во-первых, вы сэкономите деньги, во-вторых, свою репутацию, ну и в-третьих, получите реальные знания на опыте.

Существуют два метода тестирования для диагностики неисправности электронной системы, устройства или печатной платы: функциональный контроль и внутрисхемный контроль. Функциональный контроль обеспе­чивает проверку работы тестируемого модуля, а внутрисхемный контроль состоит в проверке отдельных элементов этого модуля с целью выяснения их номиналов, полярности включения и т. п. Обычно оба этих метода при­меняются последовательно. С разработкой аппаратуры автоматического контроля появилась возможность очень быстрого внутрисхемного кон­троля с индивидуальной проверкой каждого элемента печатной платы, включая транзисторы, логические элементы и счетчики. Функциональ­ный контроль также перешел на новый качественный уровень благодаря применению методов компьютерной обработки данных и компьютерного контроля. Что же касается самих принципов поиска неисправностей, то они совершенно одинаковы, независимо от того, осуществляется ли про­верка вручную или автоматически.

Поиск неисправности должен проводиться в определенной логической последовательности, цель которой — выяснить причину неисправности и затем устранить ее. Число проводимых операций следует сводить к минимуму, избегая необязательных или бессмысленных проверок. Пре­жде чем проверять неисправную схему, нужно тщательно осмотреть ее для возможного обнаружения явных дефектов: перегоревших элементов, разрывов проводников на печатной плате и т. п. Этому следует уделять не более двух-трех минут, с приобретением опыта такой визуальный кон­троль будет выполняться интуитивно. Если осмотр ничего не дал, можно перейти к процедуре поиска неисправности.

В первую очередь выполняется функциональный тест: проверяется работа платы и делается попытка определить неисправный блок и по­дозреваемый неисправный элемент. Прежде чем заменять неисправный элемент, нужно провести внутрисхемное измерение параметров этого эле­мента, для того чтобы убедиться в его неисправности.

Функциональные тесты

Функциональные тесты можно разбить на два класса, или серии. Тесты серии 1, называемые динамическими тестами, применяются к законченному электронному устройству для выделения неисправного каскада или блока. Когда найден конкретный блок, с которым связана неисправность, применяются тесты серии 2, или статические тесты, для определения одного или двух, возможно, неисправных элементов (резисторов, конден­саторов и т. п.).

Динамические тесты

Это первый набор тестов, выполняемых при поиске неисправности в элек­тронном устройстве. Поиск неисправности должен вестись в направлении от выхода устройства к его входу по методу деления пополам. Суть этого метода заключается в следующем. Сначала вся схема устройства де­лится на две секции: входную и выходную. На вход выходной секции подается сигнал, аналогичный сигналу, который в нормальных условиях действует в точке разбиения. Если при этом на выходе получается нор­мальный сигнал, значит, неисправность должна находиться во входной секции. Эта входная секция делится на две подсекции, и повторяется предыдущая процедура. И так до тех пор, пока неисправность не будет локализована в наименьшем функционально отличимом каскаде, напри­мер в выходном каскаде, видеоусилителе или усилителе ПЧ, делителе частоты, дешифраторе или отдельном логическом элементе.

Пример 1. Радиоприемник (рис. 38.1)

Самым подходящим первым делением схемы радиоприемника является деление на ЗЧ-секпию и ПЧ/РЧ-секцию. Сначала проверяется ЗЧ-секция: на ее вход (регулятор громкости) подается сигнал с частотой 1 кГц через разделительный конденсатор (10-50 мкФ). Слабый или искаженный сигнал, а также его полное отсутствие указывают на неисправность ЗЧ-секции. Делим теперь эту секцию на две подсекции: выходной каскад и предусилитель. Каждая подсекция прове­ряется, начиная с выхода. Если же ЗЧ-секция исправна, то из громкоговорителя должен быть слышен чистый тональный сигнал (1 кГц). В этом случае неис­правность нужно искать внутри ПЧ/РЧ-секции.

Рис. 38.1.

Очень быстро убедиться в исправности или неисправности ЗЧ-секции мож­но с помощью так называемого «отверточного» теста. Прикоснитесь концом отвертки к входным зажимам ЗЧ-секции (предварительно установив регулятор громкости на максимальную громкость). Если эта секция исправна, будет отче­тливо слышно гудение громкоговорителя.

Если установлено, что неисправность находится внутри ПЧ/РЧ-секции, сле­дует разделить ее на две подсекции: ПЧ-секцию и РЧ-секцию. Сначала прове­ряется ПЧ-секция: на ее вход, т. е. на базу транзистора первого УПЧ подается амплитудно-модулированный (AM) сигнал с частотой 470 кГц1 через раздели­тельный конденсатор емкостью 0,01-0,1 мкФ. Для ЧМ-приемников требуется частотно-модулированный (ЧМ) тестовый сигнал с частотой 10,7 МГц. Если ПЧ-секция исправна, в громкоговорителе будет прослушиваться чистый тональный сигнал (400-600 Гц). В противном случае следует продолжить процедуру разбиения ПЧ-секции, пока не будет найден неисправный каскад, например УПЧ или детектор.

Если неисправность находится внутри РЧ-секции, то эта секция по возмож­ности разбивается на две подсекции и проверяется следующим образом. АМ-сигнал с частотой 1000 кГц подается на вход каскада через разделительный конденсатор емкостью 0,01-0,1 мкФ. Приемник настраивается на прием радио­сигнала с частотой 1000 кГц, или длиной волны 300 м в средневолновом диапа­зоне. В случае ЧМ-приемника, естественно, требуется тестовый сигнал другой частоты.

Можно воспользоваться и альтернативным методом проверки — методом покаскадной проверки прохождения сигнала. Радиоприемник включается и на­страивается на какую-либо станцию. Затем, начиная от выхода устройства, с по­мощью осциллографа проверяется наличие или отсутствие сигнала в контроль­ных точках, а также соответствие его формы и амплитуды требуемым критериям для исправной системы. При поиске неисправности в каком-либо другом элек­тронном устройстве на вход этого устройства подается номинальный сигнал.

Рассмотренные принципы динамических тестов можно применить к любому электронному устройству при условии правильного разбиения системы и подбора параметров тестовых сигналов.

Пример 2. Цифровой делитель частоты и дисплей (рис. 38.2)

Как видно из рисунка, первый тест выполняется в точке, где схема делится при­близительно на две равные части. Для изменения логического состояния сигна­ла на входе блока 4 применяется генератор импульсов. Светоизлучающий диод (СИД) на выходе должен изменять свое состояние, если фиксатор, усилитель и СИД исправны. Далее поиск неисправности следует продолжить в делителях, предшествующих блоку 4. Повторяется та же самая процедура с использовани­ем генератора импульсов, пока не будет определен неисправный делитель. Если СИД не изменяет свое состояние в первом тесте, то неисправность находится в блоках 4, 5 или 6. Тогда сигнал генератора импульсов следует подавать на вход усилителя и т. д.

Рис. 38.2.

Принципы статических тестов

Эта серия тестов применяется для определения дефектного элемента в каскаде, неисправность которого установлена на предыдущем этапе про­верок.

1. Начать с проверки статических режимов. Использовать вольтметр с чувствительностью не ниже 20 кОм/В.

2. Измерять только напряжение. Если требуется определить величину тока, вычислить его, измерив, падение напряжения на резисторе из­вестного номинала.

3. Если измерения на постоянном токе не выявили причину неисправно­сти, то тогда и только тогда перейти к динамическому тестированию неисправного каскада.

Проведение тестирования однокаскадного усилителя (рис. 38.3)

Обычно номинальные значения постоянных напряжений в контрольных точках каскада известны. Если нет, их всегда можно оценить с прие­млемой точностью. Сравнив реальные измеренные напряжения с их но­минальными значениями, можно найти дефектный элемент. В первую очередь определяется статический режим транзистора. Здесь возможны три варианта.

1. Транзистор находится в состоянии отсечки, не вырабатывая никакого выходного сигнала, или в состоянии, близком к отсечке («уходит» в область отсечки в динамическом режиме).

2. Транзистор находится в состоянии насыщения, вырабатывая слабый искаженный выходной сигнал, или в состоянии, близком к насыщению («уходит» в область насыщения в динамическом режиме).

$11. Транзистор в нормальном статическом режиме.

Рис. 38.3. Номинальные напряжения:

Ve= 1,1 В, Vb = 1,72 В, Vc = 6,37В.

Рис. 38.4. Обрыв резистора R3, транзистор

находится в состоянии отсечки: Ve = 0,3 В,

Vb = 0,94 В, Vc = 0,3В.

После того как установлен реальный режим работы транзистора, вы­ясняется причина отсечки или насыщения. Если транзистор работает в нормальном статическом режиме, неисправность связана с прохождением переменного сигнала (такая неисправность будет обсуждаться позже).

Отсечка

Режим отсечки транзистора, т. е. прекращение протекания тока, имеет место, когда а) переход база-эмиттер транзистора имеет нулевое напря­жение смещения или б) разрывается путь протекания тока, а именно: при обрыве (перегорании) резистора R3 или резистора R4 или когда не­исправен сам транзистор. Обычно, когда транзистор находится в состо­янии отсечки, напряжение на коллекторе равно напряжению источника питания VCC. Однако при обрыве резистора R3 коллектор «плавает» и теоретически должен иметь потенциал базы. Если подключить вольт­метр для измерения напряжения на коллекторе, переход база-коллектор попадает в условия прямого смещения, как видно из рис. 38.4. По це­пи «резистор R1— переход база-коллектор — вольтметр» потечет ток, и вольметр покажет небольшую величину напряжения. Это показание полностью связано с внутренним сопротивлением вольтметра.

Аналогично, когда отсечка вызвана обрывом резистора R4, «плавает» эмиттер транзистора, который теоретически должен иметь потенциал ба­зы. Если подключить вольтметр для измерения напряжения на эмиттере, образуется цепь протекания тока с прямым смещением перехода база-эмиттер. В результате вольтметр покажет напряжение, немного большее номинального напряжения на эмиттере (рис. 38.5).

В табл. 38.1 подытоживаются рассмотренные выше неисправности.


Рис. 38.5. Обрыв резистора R4, транзистор

находится в состоянии отсечки:

Ve = 1,25 В, Vb = 1,74 В, Vc = 10 В.

Рис. 38.6. Короткое замыкание пе­рехода

база-эмиттер, транзистор на­ходится в

состоянии отсечки: Ve = 0,48 В, Vb= 0,48 В, Vc = 10 В.

Отметим, что термин «высокое VBE»означает превышение нормального напряжения прямого смещения эмиттерного перехода на 0,1 – 0,2 В.

Неисправность транзистора также создает условия отсечки. Напря­жения в контрольных точках зависят в этом случае от природы неис­правности и номиналов элементов схемы. Например, короткое замыкание эмиттерного перехода (рис. 38.6) приводит к отсечке тока транзистора и параллельному соединению резисторов R2 и R4. В результате потенци­ал базы и эмиттера уменьшается до величины, определяемой делителем напряжения R1 – R2 || R4.

Таблица 38.1. Условия отсечки

Неисправность

Причина

  1. 1. Ve

Vb

Vc

VBE

0

0

Vac

0

Обрыв резистора R1

  1. Ve

Vb

Vc

VBE

Высокое Нормальное

VCC Низкое

Обрыв резистора R4

  1. Ve

Vb

Vc

VBE

Низкое

Низкое

Низкое

Нормальное

Обрыв резистора R3


Потенциал коллектора при этом, очевидно, ра­вен VCC. На рис. 38.7 рассмотрен случай короткого замыкания между коллектором и эмиттером.

Другие случаи неисправности транзистора приведены в табл. 38.2.

Рис. 38.7. Короткое замыкание между коллектором и эмиттером, транзистор находится в состоянии отсечки: Ve = 2,29 В, Vb = 1,77 В, Vc = 2,29 В.

Таблица 38.2

Неисправность

Причина

  1. Ve

Vb

Vc

VBE

0 Нормальное

VCC

Очень высокое, не может быть выдержано функционирующим pn-переходом

Разрыв перехода база-эмиттер

  1. Ve

Vb

Vc

VBE

Низкое Низкое

VCC Нормальное

Разрыв перехода база-коллектор

Насыщение

Как объяснялось в гл. 21, ток транзистора определяется напряжением прямого смещения перехода база-эмиттер. Небольшое увеличение этого напряжения приводит к сильному возрастанию тока транзистора. Ко­гда ток через транзистор достигает максимальной величины, говорят, что транзистор насыщен (находится в состоянии насыщения). Потенциал

Таблица 38.3

Неисправность

Причина

  1. 1. Ve

Vb

Vc

Высокое (Vc)

Высокое

Низкое

Обрыв резистора R2 или мало сопротивление резистора R1

  1. Ve

Vb

Vc

0

Низкое

Очень низкое

Короткое замыкание конденсатора C3

коллектора уменьшается при увеличении тока и при достижении насыще­ния практически сравнивается с потенциалом эмиттера (0,1 – 0,5 В). Вооб­ще, при насыщении потенциалы эмиттера, базы и коллектора находятся приблизительно на одинаковом уровне (см. табл. 38.3).

Нормальный статический режим

Совпадение измеренных и номинальных постоянных напряжений и от­сутствие или низкий уровень сигнала на выходе усилителя указывают на неисправность, связанную с прохождением переменного сигнала, на­пример на внутренний обрыв в разделительном конденсаторе. Прежде чем заменять подозреваемый на обрыв конденсатор, убедитесь в его неис­правности, подключая параллельно ему исправный конденсатор близкого номинала. Обрыв развязывающего конденсатора в цепи эмиттера (C3 в схеме на рис. 38.3) приводит к уменьшению уровня сигнала на выходе усилителя, но сигнал воспроизводится без искажений. Большая утечка или короткое замыкание в этом конденсаторе обычно вносит изменения в режим транзистора по постоянному току. Эти изменения зависят от статических режимов предыдущих и последующих каскадов.

При поиске неисправности нужно помнить следующее.

1. Не делайте скоропалительных выводов на основе сравнения измерен­ного и номинального напряжений только в одной точке. Нужно запи­сать весь набор величин измеренных напряжений (например, на эмит­тере, базе и коллекторе транзистора в случае транзисторного каскада) и сравнить его с набором соответствующих номинальных напряжений.

2. При точных измерениях (для вольтметра с чувствительностью 20 кОм/В достижима точность 0,01 В) два одинаковых показания в разных контрольных точках в подавляющем большинстве случаев указывают на короткое замыкание между этими точками. Однако бывают и исключения, поэтому нужно выполнить все дальнейшие про­верки для окончательного вывода.


Особенности диагностики цифровых схем

В цифровых устройствах самой распространенной неисправностью явля­ется так называемое «залипание», когда на выводе ИС или в узле схемы постоянно действует уровень логического 0 («константный нуль») или ло­гической 1 («константная единица»). Возможны и другие неисправности, включая обрывы выводов ИС или короткое замыкание между проводни­ками печатной платы.

Рис. 38.8.

Диагностика неисправностей в цифровых схемах осуществляется пу­тем подачи сигналов логического импульсного генератора на входы про­веряемого элемента и наблюдения воздействия этих сигналов на состо­яние выходов с помощью логического пробника. Для полной проверки логического элемента «проходится» вся его таблица истинности. Рассмотрим, например, цифровую схему на рис. 38.8. Сначала записываются логические состояния входов и выходов каждого логического элемента и сопоставляются с состояниями в таблице истинности. Подозрительный логический элемент тестируется с помощью генератора импульсов и логи­ческого пробника. Рассмотрим, например, логический элемент G1.На его входе 2 постоянно действует уровень логического 0. Для проверки эле­мента щуп генератора устанавливается на выводе 3 (один из двух входов элемента), а щуп пробника — на выводе 1 (выход элемента). Обращаясь к таблице истинности элемента ИЛИ-НЕ, мы видим, что если на одном из входов (вывод 2) этого элемента действует уровень логического 0, то уровень сигнала на его выходе изменяется при изменении логического со­стояния второго входа (вывод 3).

Таблица истинности элемента G1

Вывод 2

Вывод 3

Вывод 1

0 0

1 1

0

1

0

1

1

0 0

0

Например, если в исходном состоянии на выводе 3 действует логический 0, то на выходе элемента (вывод 1) присутствует логическая 1. Если теперь с помощью генератора изменить логическое состояние вывода 3 к логической 1, то уровень выходного сиг­нала изменится от 1 к 0, что и зарегистрирует пробник. Обратный резуль­тат наблюдается в том случае, когда в исходном состоянии на выводе 3 действует уровень логической 1. Аналогичные тесты можно применить к другим логическим элементам. При этих тестах нужно обязательно пользоваться таблицей истинности проверяемого логического элемента, потому что только в этом случае можно быть уверенным в правильности тестирования.

Особенности диагностики микропроцессорных систем

Диагностика неисправностей в микропроцессорной системе с шинной структурой имеет форму выборки последовательности адресов и данных, которые появляются на адресной шине и шине данных, и последующего сравнения их с хорошо известной последовательностью для работающей системы. Например, такая неисправность, как константный 0 на линии 3 (D3) шины данных, будет указываться постоянным логическим нулем на линии D3. Соответствующий листинг, называемый листингом состояния, получается с помощью логического анализатора. Типичный листинг со­стояния, отображаемый на экране монитора, показан на рис. 38.9. Как альтернатива может использоваться сигнатурный анализатор для сбора потока битов, называемого сигнатурой, в некотором узле схемы и сравнения его с эталонной сигнатурой. Различие этих сигнатур указывает на неисправность.

Рис. 38.9.

В данном видео рассказывается о компьютерном тестере для диагностики неисправностей персональных компьютеров типа IBM PC:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *