Опубликовано

Посуда из хрусталя

Содержание

Хрусталь

Само слово "хрусталь" имеет греческие корни. Словом \"кристалл\" греки называли кварц без посторонних примесей, за идеальную прозрачность, считая его застывшим льдом. Из этих кристаллов делали линзы, с помощью которых разжигали огонь. Известен даже случай, когда для Петра I изготовили самовар из огромного куска горного хрусталя — так в России стали называть прозрачный без инородных включений кварц. А первая мануфактура, производящая изделия из хрусталя появилась в нашей стране в XIII веке в городе Гусь Хрустальный.

Виды хрусталя

Выделяют следующие разновидности хрусталя:

  • Горный хрусталь — это природный кварц;
  • Свинцовый хрусталь – стекло с содержанием окиси свинца;
  • Бариевый хрусталь – хрусталь, в котором вместо свинца использует барий;
  • Богемский хрусталь — хрусталь, в котором вместо свинца и бария используется калиево-кальциевое стекло.

История появления и свойства хрусталя

Идея создания хрусталя из стекла принадлежит англичанам: они впервые для улучшения качества стекла добавили в него окислы свинца, после чего оно приобрело необычный "голос", прозрачность и сверкание граней. От процентного содержания оксида свинца зависят "вокальные" способности хрусталя, его прозрачность, прочность, вес, блеск и другие свойства.

Гусевской хрусталь варится с содержанием оксида свинца строго равным 24%, что соответствует восхитительным оптическим свойствам и высокой плотности. Благодаря этому мы можем наблюдать многоцветную игру света в гранях, блеск поверхностей и слышать чудесный мелодичный звон.

Совершенствуясь, технология производства хрусталя из кремниевого песка стала включать добавление, кроме окиси свинца, еще и борной кислоты, соединений мышьяка и сурьмы.

Для создания цветного хрусталя используются различные добавки: кобальт придает чистые синие тона, для красного цвета — добавляют кадмий или соединения золота, для розового — кремний. Зеленым хрусталь делает окись меди, а изысканный фиолетовый цвет придают окислы марганца.
В царские времена на Гусевском заводе хрустальную посуду и хрустальные вазы окрашивали также с помощью коллоидного золота и окислов урана.
Это были достаточно дорогие, но и самые красивые художественные изделия.

Обычно изделие из хрусталя украшается гравировкой — неглубокий матовый рисунок, огранкой — широкая полированная грань, резьбой — глубокие борозды, при пересечении которых возникает сетка (т. н. \"алмазная грань\"), шлифовкой.
После шлифовки грани приобретают особый блеск. Граненый хрусталь, преломляя свет, создает яркие радужные отблески.

Производство хрусталя

Чтобы получить хрусталь, нужно расплавить шихту, из которой делают хрусталь. Шихта — это смесь песка, поташа и оксида свинца, как раз его наличие и есть главное отличие хрусталя от простого стекла.

Исходное сырье плавится в печах при огромной температуре свыше 1500 градусов Цельсия. Расплавленная масса очень быстро остывает. Для ускорения процесса одним изделием занимаются сразу несколько человек.

У печи работают мастера выдувальщики, наборщики и прессовальщики. Выдувальщики вооружены специальными трубками с резиновой грушей. На один конец стеклодувной трубки берётся капля раскалённого хрусталя и с помощью резиновой груши изделие выдувается в форму. У мастера наборщика – наборная трубка. С её помощью он набирает из печи необходимое количество стекломассы и приносит её к мастеру прессовальщику, который управляет пресс-формой.

После того, как изделие выдувается и ему придается необходимая форма, оно поступает в печь на отжиг. Отжиг предназначен для более равномерного остывания хрусталя. В печи для отжига в течение 1.5 часов температура снижается с 700 градусов до 40–50 градусов.

Далее в пламени газовой горелки срезается верхняя часть изделия, где была стеклодувная трубка.

Как делают правильный хрусталь

После этого изделие проходит первый контроль качества: нет ли больших пузырей, камней, кривизны ножки; производят измерение толщины слоя стекла.

Гладкие изделия украшаются алмазной гранью. Для начала на изделие наносят разметку, после разметки изделие ставится на конвейер и идёт от мастера к мастеру. Процесс нанесения алмазной грани начинается с самого большого абразивного круга, а заканчивается на самых маленьких. Чтобы стеклянная пыль не попадала в дыхательные пути, на абразивные круги подаётся вода.

После нанесения алмазная грань становится матовой. Чтобы получить прозрачную грань, изделие подвергают химической полировке в смеси плавиковой и серной кислот. Кислота разъедает и полирует стекло. Далее изделию тщательно моют, и если необходимо наносят грани, которые должны остаться матовыми. В завершение изделие снова подвергают проверки, маркируют и упаковывают.

Прошлое, настоящее и будущее хрусталя

Хрусталь в России всегда ценили и любили. У нескольких поколений он оставался мерилом роскоши и очень выгодным вложением денег. Хрусталь действительно никогда не теряет ни в популярности, ни в цене.

См. также:

При сервировке стола для винно-водочных изделий и различных напитков применяется посуда из стекла и хрусталя. Стеклянная посуда вырабатывается из стекломассы, получаемой путем плавления кварцевого песка в смеси со щелочным и другими основными окислами. Стеклянные изделия изготовляются методами выдувания, прессования, прессвыдувания и литья. Широкое применение нашла цветная стеклянная посуда (при ее изготовлении в стекломассу добавляют красящие вещества — люстрин, кобальт и др.). Внешне эффектная, обладающая высокими эстетическими достоинствами, эта посуда может стать органической частью оформления интерьера. Технология изготовления стекла значительно проще, чем хрусталя; стеклянная посуда дешевле и поэтому рекомендуется для применения в повседневной практике обслуживания. Для торжественных случаев — приемов, банкетов — как правило, используется хрустальная посуда. Хрустальные изделия изготовляются из белого стекла, в которое добавляют серебро или свинец. Хрустальная посуда отличается высокой прозрачностью, игрой света, отражающегося в гранях, и звоном. Качество хрусталя характеризуется его художественным оформлением — алмазными гранями. Простой ромбовидный рисунок — четыре алмазные грани, сложный — с мелкой сеткой граней. Емкость бокалов, рюмок, используемых для сервировки, зависит от крепости напитка: чем крепче напиток, тем меньше должна быть емкость рюмки.

Бокалы созданы для того, чтобы мы могли по достоинству и в полной мере ощутить вкус того или иного напитка, алкогольного или безалкогольного. В мире насчитывается несколько сотен разновидностей этой посуды, которая различается по своей форме, толщине стекла и, конечно же, функциональному назначению. Собственно, одно вытекает из другого. Мы не будет перечислять все имеющиеся в мире виды бокалов, рассмотрим лишь самые популярные из них.

Бокалы. Бокалы и рюмки могут быть яблокообразной, тюльпанообразной, прямой и развернутой формы. Яблоко- и тюльпанообразные формы бокалов позволяют раскрыть аромат вина или коньяка во всей полноте. В таких бокалах подают густые, выдержанные вина. Прямые и развернутые формы больше подходят для игристых и молодых вин, букет которых менее выражен. Форма и размер ножки бокала также не случайны. Высокая прямая ножка у бокалов, предназначенных для напитков, которые пьют теплыми. Для охлажденных напитков и вин предназначены бокалы с укороченной ножкой. Иногда ножка имеет булавообразную форму с утолщением — для того, чтобы тепло пальцев не передавалось бокалу и вино не грелось.

Слово «бокал» в переводе с французского означает «банка». Эта посуда появилась во Франции в XVIII веке. Бокалы использовались для различных вин. Теперь бокалом называют сосуд емкостью 125—150 мл удлиненной цилиндрической, грушевидной формы, или в виде вазочки для игристых вин. У бокала низкая, широкая ножка. Фужер, в отличие от бокала, имеет емкость 200—250 мл и используется для фруктовой или минеральной воды. Это цилиндрический или сужающийся кверху сосуд без ножки. Стакан похож на фужер формой и назначением. Из него пьют пиво и холодные напитки (воды, чай).

Рюмки могут быть чашеобразной или вытянутой формы, с длинными и короткими ножками. Емкость рюмки, как правило, небольшая: от 25 мл (ликерные) до 100 мл (рейнвейные и лафитные). Из рюмок пьют ликеры, водку, коньяк, вина и т.д.

Все о хрустальной посуде

Вообще, чем крепче напиток, тем меньше предназначенная для него рюмка.

По отношению к сервировочной тарелке бокалы для напитков расставляются справа и вверху. Порядок их расстановки таков: дальним стоит тот бокал, который будет использован первым. Если коньяк и ликер предусмотрены к кофе, то рюмки сервируют вместе с кофейной посудой. Не рекомендуется ставить бутылки с коньяком или ликером на чайный или кофейный стол: напитки подают налитыми в рюмки.

Они должны отвечать следующим требованиям: — быть из простого (не цветного) и неграненого стекла или хрусталя, чтобы цвет и чистота вина были хорошо видны; — у винного бокала должна быть обязательно высокая ножка; — бокал должен сужаться кверху, чтобы аромат как бы концентрировался в небольшом пространстве над поверхностью вина; допускаются также бокалы с прямыми стенками.

Терпкие вина подают в высоких и округлых бокалах, а легкие — в бокалах, сужающихся кверху.

Для красных вин, имеющих богатый насыщенный цвет, необходимы глубокие и широкие бокалы. Чаши этих бокалов самые широкие и высокие, обычно яблокообразной формы, ножка прямая и высокая. Бокал не наполняют вином полностью, иначе потеряется его вкусовой букет. Вино наливают в бокал на две трети, одну треть будет занимать воздух. Существуют специальные бокалы для особых вин -для бордо, бургундского и т.д.

Для сухого или крепленого белого вина выбирают небольшие бокалы (меньше, чем для красного). Ножка бокала для белого вина чуть ниже, чем для красного, так как эти вина чаще пьют охлажденными. По этой же причине и чаша бокала имеет меньший объем. Бокал чаще имеет тюльпанообразную форму, но для рейнских и мозельских вин существуют отдельные бокалы. Бокал для белого вина может быть сделан из цветного стекла зеленоватого или желтоватого оттенка. В таком бокале вино «играет».

Для розовых вин также предназначены особые бокалы. Эти вина обычно пьются охлажденными, поэтому бокал имеет небольшой объем и низкую ножку, и похож на бокал для белого вина. Форма бокала развернутая, как для игристых вин. Бокал для десертного вина еще меньше, чем для белого (объем около 65 мл). Форма чаши разнообразная. В такие бокалы наливают херес, портвейн, ягодные настойки и другие сладкие вина.

Для шампанского вина существуют три основных формы бокалов: — «блюдце» — с расширенным горлышком. Из бокалов такой формы можно сделать «пирамиду», поставив их один на другой. Наполняют эту пирамиду «каскадом» шампанского, наливая вино только в верхний бокал. — «тюльпан» — удлиненный, с округлыми стенками, слегка расширяющийся кверху (как бутон распустившегося тюльпана); — «флейта» — классическая форма, расширяющаяся кверху (стенки слегка вогнуты). Ножка бокала длинная и тонкая.

Бокалы для шампанского могут быть простыми и гранеными. Граненые бокалы более эффектны — искры от шампанского преломляются и блестят между кристаллами стекла. Бокал с шампанским держат только за ножку.

Стаканы для воды и любых других безалкогольных напитков могут быть двух видов: на ножке и без нее. Стакан (бокал) на высокой ножке имеет прямую форму и объем около 200 мл. Стакан без ножки слегка расширяется кверху. Стакан для газированных напитков (лимонадный) — прямой, иногда мерный.

Тягучие напитки, то есть те, которые принято потягивать через трубочку (соки, коктейли) подаются в высоких стаканах. Некоторые коктейли подаются в низких широких чашах, прямых или чуть сужающихся кверху.

Для горячих алкогольных напитков (грога, глинтвейна, рома) предназначены высокие объемные чаши с ручками разнообразной геометрической формы. Крюшон также подают в чаше с ручкой.

Для разнообразных коктейлей предназначены бокалы и стаканы: для слоистых и физов — прямой бокал на ножке, для коктейлей с фруктами — расширяющийся кверху стакан с толстым дном.

Коньячная рюмка похожа на бокал для десертного вина: широкое дно, сужающееся к середине, и раскрывающееся кверху горлышко (грушевидная форма), низкая ножка. Коньячная рюмка может быть маленькой, вместимостью 25-35 мл, или большой — до 125 мл. Большой коньячный бокал наполняют только на 1/4-1/5 объема. Выпуклая форма и большой объем дают возможность оценить аромат напитков. При этом бокал обхватывают пальцами, чтобы коньяк нагревался от теплоты рук.

Водку и виски наливают в небольшие, прямого сечения стопки (стаканчики) без ножек. Для виски предназначен специальный стакан: без ножки с толстым, массивным дном. Водку и другие крепкие напитки можно также подавать в небольших (50 мл) рюмках на ножке, с расширяющейся или сужающейся кверху чашей.

Ликерные рюмки, помимо малого размера, отличаются изысканными формами: конусообразные, почти плоские чаши на высокой ножке и т.д.

В зависимости от количества мест в торговом зале ресторана предусматривается:

· фужеров — 3 — 5 комплектов,

· ликерных и коньячных рюмок (0,75 см3),

· рейнвейных и лафитных — 2 — 3,

· бокалов для шампанского — 2,

· водочных — 3 — 5 комплектов.

При сервировке стола стеклянная или хрустальная посуда используется в ресторане в следующем ассортименте:

· рюмки (емкостью 25 см3) — для ликера (при отсутствии коньячных рюмок в них можно подавать коньяк);

· рюмки коньячные (типа «тюльпан», в них наливают коньяка не более 25 см3), расширенные книзу и суженные вверху, на низкой ножке (коньячные рюмки при предварительной сервировке на стол не ставятся);

· рюмки (емкостью 50 см3) подают для водки и горьких настоек, наливок; эта рюмка может быть подана и для коньяка, если гости заказали его для холодных закусок;

· рюмки (емкостью 75 см3) мадерные — для крепленых и десертных вин: портвейна, мадеры, хереса, муската;

· рюмки (емкостью 75 -100 см3) рейнвейные — для белого столового вина: цинандали рислинга, гурджаани, сильванер. Обычный цвет рюмки для белого вина — светло-зеленый. Рейнвейная рюмка может быть зеленовато-золотистого цвета, что подчеркивает натуральный цвет вина. В зарубежных ресторанах для белого вина используются рюмки из белого прозрачного стекла с ножкой из зеленого стекла; когда наливают белое вино, а оно обычно зеленоватого цвета, то вся рюмка приобретает зеленый цвет, что создает дополнительный эффект. Такой рюмкой сервируют стол при заказе рыбных горячих блюд или «белого» мяса птицы;

· рюмки (емкостью 100 — 125 см3) лафитные — для красного столового вина: мукузани, саперави, матраса, гамза; рюмки могут быть розовых оттенков;

· бокалы (емкостью 125 см3) цилиндрической формы, на ножке — для шампанского и игристых вин. Эти бокалы не совсем удобны для наполнения, поэтому рекомендуется подавать для шампанского вазочки, из которых быстрее удаляется углекислый газ и приятнее и удобнее пить;

· фужеры (емкостью 250 — 280 см3) — для минеральной и фруктовой воды; их можно использовать и для пива;

· пивные кружки (емкостью 250 см3 и 500 см3) расширенной книзу и зауженной кверху формы (для пивных баров);

· стаканы чайные (емкостью 200 — 250 см3);

· стопки конусные (емкостью 100 — 150 см3) — для натуральных соков;

· стаканы цилиндрические (емкостью 300 см3) — для виски со льдом и содовой воды и для пуншей со льдом;

· стаканы с утолщенным дном — для кофе гляссе;

· кувшины с крышками (емкостью до 2 л) — для воды, кваса, различных соков;

· креманки на ножке, креманки в виде блюдца — для компота, груш в сиропе, а также других сладких блюд;

· компотницы в виде блюдец с ручками — для сладких блюд;

· розетки (диаметром 90 мм) — для варенья, сахара и лимона;

· салатники из утолщенного стекла для зеленого натурального салата с заправкой уксусом, растительным маслом, горчицей и солью;

· стаканы мерные (мензурки), изготовляются из белого прозрачного стекла емкостью 100, 200 мл конической формы емкостью 150, 200 и 250 мл. На стакане емкостью 100 мл одна риска, соответствующая объему 50 мл, другая — 100 мл; на стакане емкостью 200 мл — одна риска, соответствующая объему 150 мл, другая — 200 мл.

· бокалы — для гоголя-моголя (стеклянные вставки для яиц, смешиваемых с сахаром, в металлической подставке);

· приборы для специй — соли, перца, горчицы;

· вазы для фруктов (диаметром 200, 240 и 300 мм и высотой до 200 мм) в зависимости от заполнения фруктами — 1, 2, 3 кг на вазу; могут быть цветные: синие, розовые, рубиновые, фиолетовые, на высокой ножке для фуршетных столов, на низкой ножке для сервировки банкетных столов, без ножки типа ладьи;

· вазы для срезанных цветов (высотой 10-15 см);

· подставка для срезанных цветов с отверстиями нечетного количества — 1, 3, 5; высотой 20 см;

· вазы (емкостью 3000 см3) — для приготовления крюшона с 10 бокалами и разливной ложкой (на подносе);

· вазы для варенья без ножки;

· вазы для печенья и конфет на ножке;

· ваза-подставка для тортов или пирожных на средней ножке плоской формы;

· вазочка, для шампанского на ножке (емкостью 100 — 125 см3);

· ваза-ладья овальной формы для фруктов и свежих овощей;

· флаконы с притертой пробкой — для подачи уксуса, оливкового масла или подсолнечного масла;

· приборы для специй — соли, перца, горчицы с металлическими крышками;

· графины с пробками для водки, вина и коньяка (емкостью 0,25 л и больше).

Дата публикования: 2015-02-20; Прочитано: 2668 | Нарушение авторского права страницы

Хрусталь

Само слово "хрусталь" имеет греческие корни. Словом \"кристалл\" греки называли кварц без посторонних примесей, за идеальную прозрачность, считая его застывшим льдом. Из этих кристаллов делали линзы, с помощью которых разжигали огонь. Известен даже случай, когда для Петра I изготовили самовар из огромного куска горного хрусталя — так в России стали называть прозрачный без инородных включений кварц. А первая мануфактура, производящая изделия из хрусталя появилась в нашей стране в XIII веке в городе Гусь Хрустальный.

Виды хрусталя

Выделяют следующие разновидности хрусталя:

  • Горный хрусталь — это природный кварц;
  • Свинцовый хрусталь – стекло с содержанием окиси свинца;
  • Бариевый хрусталь – хрусталь, в котором вместо свинца использует барий;
  • Богемский хрусталь — хрусталь, в котором вместо свинца и бария используется калиево-кальциевое стекло.

История появления и свойства хрусталя

Идея создания хрусталя из стекла принадлежит англичанам: они впервые для улучшения качества стекла добавили в него окислы свинца, после чего оно приобрело необычный "голос", прозрачность и сверкание граней. От процентного содержания оксида свинца зависят "вокальные" способности хрусталя, его прозрачность, прочность, вес, блеск и другие свойства.

Гусевской хрусталь варится с содержанием оксида свинца строго равным 24%, что соответствует восхитительным оптическим свойствам и высокой плотности. Благодаря этому мы можем наблюдать многоцветную игру света в гранях, блеск поверхностей и слышать чудесный мелодичный звон.

Совершенствуясь, технология производства хрусталя из кремниевого песка стала включать добавление, кроме окиси свинца, еще и борной кислоты, соединений мышьяка и сурьмы.

Для создания цветного хрусталя используются различные добавки: кобальт придает чистые синие тона, для красного цвета — добавляют кадмий или соединения золота, для розового — кремний. Зеленым хрусталь делает окись меди, а изысканный фиолетовый цвет придают окислы марганца.
В царские времена на Гусевском заводе хрустальную посуду и хрустальные вазы окрашивали также с помощью коллоидного золота и окислов урана.
Это были достаточно дорогие, но и самые красивые художественные изделия.

Обычно изделие из хрусталя украшается гравировкой — неглубокий матовый рисунок, огранкой — широкая полированная грань, резьбой — глубокие борозды, при пересечении которых возникает сетка (т. н. \"алмазная грань\"), шлифовкой.
После шлифовки грани приобретают особый блеск. Граненый хрусталь, преломляя свет, создает яркие радужные отблески.

Производство хрусталя

Чтобы получить хрусталь, нужно расплавить шихту, из которой делают хрусталь. Шихта — это смесь песка, поташа и оксида свинца, как раз его наличие и есть главное отличие хрусталя от простого стекла.

Исходное сырье плавится в печах при огромной температуре свыше 1500 градусов Цельсия. Расплавленная масса очень быстро остывает. Для ускорения процесса одним изделием занимаются сразу несколько человек.

У печи работают мастера выдувальщики, наборщики и прессовальщики. Выдувальщики вооружены специальными трубками с резиновой грушей. На один конец стеклодувной трубки берётся капля раскалённого хрусталя и с помощью резиновой груши изделие выдувается в форму. У мастера наборщика – наборная трубка. С её помощью он набирает из печи необходимое количество стекломассы и приносит её к мастеру прессовальщику, который управляет пресс-формой.

После того, как изделие выдувается и ему придается необходимая форма, оно поступает в печь на отжиг. Отжиг предназначен для более равномерного остывания хрусталя. В печи для отжига в течение 1.5 часов температура снижается с 700 градусов до 40–50 градусов.

Далее в пламени газовой горелки срезается верхняя часть изделия, где была стеклодувная трубка.
После этого изделие проходит первый контроль качества: нет ли больших пузырей, камней, кривизны ножки; производят измерение толщины слоя стекла.

Гладкие изделия украшаются алмазной гранью.

Как делают хрусталь? Как отличить хрусталь от стекла?

Для начала на изделие наносят разметку, после разметки изделие ставится на конвейер и идёт от мастера к мастеру. Процесс нанесения алмазной грани начинается с самого большого абразивного круга, а заканчивается на самых маленьких. Чтобы стеклянная пыль не попадала в дыхательные пути, на абразивные круги подаётся вода.

После нанесения алмазная грань становится матовой. Чтобы получить прозрачную грань, изделие подвергают химической полировке в смеси плавиковой и серной кислот. Кислота разъедает и полирует стекло. Далее изделию тщательно моют, и если необходимо наносят грани, которые должны остаться матовыми. В завершение изделие снова подвергают проверки, маркируют и упаковывают.

Прошлое, настоящее и будущее хрусталя

Хрусталь в России всегда ценили и любили. У нескольких поколений он оставался мерилом роскоши и очень выгодным вложением денег. Хрусталь действительно никогда не теряет ни в популярности, ни в цене.

См. также:

Категория: Торговое оборудование

    В последнее время все активнее для сервировки используется столовая посуда из стекла. Ведущие российские и зарубежные поставщики предлагают большой выбор профессиональных изделий из этого материала различного ценового уровня как для ресторанов высокой кухни, так и для недорогих кафе и бистро. Стеклянная посуда легко гармонирует с предметами из других материалов, а также в прямом смысле слова открывает новый взгляд на сами блюда — пищу и напитки со всех сторон. Большинство рестораторов  умело  используют эти свойства стеклянной посуды.
Если раньше для подачи блюд использовалась в основном  посуда из фарфоровых и фаянсовых коллекций, то сейчас во многих ресторанах все чаще отдается предпочтение фантазийной подаче блюд, достигаемой за счет  сочетания изделий из керамики и стекла.
У изделий из стекла есть еще одно преимущество. При смене концепции заведения или обновлении  интерьера велика вероятность того, что ранее использовавшийся декорированный фарфор станет неуместным. Если же отдать предпочтение  универсальным изделиям из прозрачного стекла, то можно не сомневаться, что они придутся к месту на предприятиях питания любого формата и ценовой категории. Стоит также отметить, что  закупка дорогой хрустальной посуды ручной работы оправданна для сервировки столов в VIP-залах дорогих  ресторанов или закрытых клубов,  для большинства предприятий питания вполне разумно ограничиться использованием качественного стекла среднего ценового уровня.

Как делают искусственный хрусталь?

Например, прочная обеденная посуда из прессованного стекла подойдет для летних площадок, недорогих кафе и бистро.
Ассортиментная линейка поставщиков столовой посуды из стекла для предприятий общественного питания достаточно широка: креманки для подачи мороженого, муссов и десертов, толстостенные чаши с ручками для сервировки пуншей и глинтвейнов, а также различные соусники, розетки, пепельницы, подсвечники, бутылочки для масла и уксуса, судки для специй, графины для соков, водочные штофы, декантеры, цветочные вазы и многое другое.
Столовая стеклянная посуда может быть как  правильных, так и  асимметричных форм, с гладкой, матированной, комбинированной или фактурной поверхностью. Цвет столового стекла также может быть различным. Одним из  интересных вариантов сервировки может стать использование цветного фактурного стекла оригинальных форм.
При выборе стеклянной посуды стоит иметь в виду, что она должна не только  поражать гостей изысканностью и утонченностью, но и соответствовать современным тенденциям сервировки. Кроме того, подбирая профессиональное стекло, необходимо обратить внимание на качество посуды. Профессиональное стекло не должно терять свои свойства, становиться блеклым и тусклым. Эта посуда должна  отличаться прочностью и термостойкостью, что позволит использовать ее как в духовых и  микроволновых печах так и в морозильной камере. Она должна сохранять первоначальный блеск и прозрачность даже при многократном мытье в посудомоечных машинах. При визуальном осмотре необходимо обратить внимание на качество поверхностей: они должны быть гладкими, непористыми, чтобы не поглощать жиры и запах пищи, и, конечно, неповрежденными, не иметь следов от форм. Кроме того, нужно посмотреть, симметрично ли расположены детали, нет ли кривизны и перепада толщины стенок, "морщинок" и "складок".
 

 Рюмка ликерная 25 см(3)
 Предназначена для подачи ликера, может использоваться также  для подачи коньяка при отсутствии коньячных рюмок.
    Рюмка коньячная
Типа тюльпан, расширенная книзу и суженная сверху, в них наливают не более 25 см(3). Часто применяется со специальной подставкой  для подогрева напитка с помощью греющей свечи.
    Рюмка водочная 50 см(3)
 Предназначена для подачи водки, настоек, наливок.
  Рюмка мадерная 75 см(3)
Применяется для крепленых и десертных вин: портвейна, мадеры, хереса, муската, кагора и других.

   Рюмка рейнвейная 100 см(3)
   Используется для белого столового вина (сухого и полусухого). Обычный цвет этих рюмок светло-зеленый, золотисто-зеленый, но может быть кобальтового (синего) цвета.

Рюмка лафитная 125 см(3)
 Служит для подачи красных столовых вин (мукузани, саперави, бордо и др.).

 Бокалы 125-150 см(3)
     Используют для шампанского, игристых вин; бокалы могут быть конической или цилиндрической формы — флюте, а также  креманчатой формы — блюдце под шампанское; наиболее удобными являются бокалы креманчатой формы в виде вазочек, из которых быстрее удаляется углекислый газ, приятнее и удобнее пить.
 Фужеры 200-250 см(3)
 Применяют для подачи  безалкогольных напитков (соков, минеральных вод) и пива.
 Пивные кружки
 Применяют для подачи пива, чаще всего в пивных барах, в ресторанах и кафе обычно используют пивные стаканы или фужеры. Пивные кружки выпускаются различной вместимости — 300, 500 и 1000 см(3).
   Стаканы чайные
 Применяют для чая, кофе с молоком, какао и холодных напитков. Стаканчики оптической формы используют для подачи чая по-восточному (горячего и охлажденного).
Стаканы конические
 Стаканы конические низкие вместимостью до 200 см(3) и стаканы конические высокие вместимостью до 350 см(3) применяют для подачи соков,  напитков со льдом и минеральной воды. Кроме того,  высокие стаканы  используют для подачи коктейлей, кофе глясе.
    Креманки
    Креманки предназначены для подачи свежих ягод, фруктов в сиропе, фруктовых салатов, желированных сладких блюд (желе, муссов).
Кувшины с крышками и без крышек
     Кувшины с крышками и без крышек(емкостью до 2 л) используются  для воды, морсов, различных соков.
    Графины для вина — декантеры
 Винные графины- декантеры не должны скрывать красоту вина, и поэтому их выполняют только из прозрачных материалов — очень качественного стекла или дорогого хрусталя. Они нередко украшаются при помощи декоративных элементов из серебра, посеребренного или позолоченного металла, мельхиора. Такие сосуды особенно нарядны, однако металлические украшения не должны скрывать цвет вина. Поэтому металл используют обычно лишь для оформления крышек, подставок, ручек.
Производители винных аксессуаров поставляют самые разнообразные декантеры, предназначенные  для вин определенных винодельческих регионов. Но все же существуют лишь два основных вида, все остальные графины являются их вариациями. Для молодых и еще нераскрывшихся вин обычно используют сосуды с широкой, приземистой нижней частью и горлышком в виде воронки. Для старых, хорошо выдержанных вин, не требующих в отличие от молодых вин чрезмерной аэрации, применяют довольно узкие декантеры с шарообразной нижней частью.
Водочные штофы
 Водочные штофы, как правило,  выпускаются объемом 0,25 и 0,5 литра. Могут использоваться для подачи водки, настоек, а также других крепкоалкогольных напитков.

Салатники
   Салатники из утолщенного стекла предназначены для подачи салатов овощных, натуральных овощей.
    Тарелки и сервировочные блюда
  Производители столовой посуды из стекла предлагают полную линейку тарелок для сервировки стола (пирожковые, закусочные, мелкие столовые и т.п.) и блюд для подачи холодных закусок (селедочниц, блюд для мяса, овощей и т.п.) различных форм, фактур и цветов.
  Крюшонницы
 Вазы (крюшонницы)емкостью 2,5-3 л используют для приготовления и подачи крюшона; их выпускают в комплекте с бокалами и разливательной ложкой на подносе. Крюшонницы выполняются из хрусталя, а также цветного или прозрачного стекла. Основное свое применение крюшонницы находят при сервировке фуршетов и банкетов.

Вазы для фруктов, вазы "плато"
  Вазы с круглой чашей диаметром 200-240 мм на ножке (высокой или низкой) и без ножки  используют для подачи фруктов.
 Ваза "плато" с плоской поверхностью используются для подачи пирожных и тортов, канапе.
    Вазы для цветов
 Вазы для цветов могут быть высокими (10-15 см) или низкими. Используют также низкие, но широкие вазы, на дно которых кладут наколки или "искусственную землю" для цветов.
  Блюдца-розетки
 Блюдца-розетки диаметром 90-100 мм используют для подачи варенья, джема и меда.
Пепельницы
 Пепельницы могут быть как стеклянные, так и хрустальные.
Приборы для специй и приправ
Приборы для специй и приправ(соли, перца, горчицы) с металлическими крышками на металлической подставке.
Флаконы для уксуса, растительного масла с притертой пробкой могут быть различной формы.
 

Загрузка. Пожалуйста, подождите…

Мыть хрусталь необходимо аккуратно, используя особые чистящие средства, которые придется делать самостоятельно, ведь изготовители бытовой химии по неизвестным причинам игнорируют этот вид материала для посуды. Придется немного "помучаться", хотя с другой стороны, о чистке хрусталя можно сказать, что она несколько сложнее чем с случае с простым стеклом.

Раз уж эта проблема вызывает ужас у большинства домохозяек, давайте разберемся, как именно добиться первозданного сияния люстр и посуды, созданных из этого изящного вида стекла.

Что и почему может произойти во время чистки хрусталя

При чистке хрусталя могут произойти только три неприятности:

  • появятся микротрещины (в том числе и те, которые не видны невооруженным глазом);
  • помутнеет, потемнеет или потускнеет;
  • что-нибудь отколется или разобьется.

Если хотите избежать всех этих последствий, то в первую очередь запомните, что мыть этот материал нужно с умом. Поэтому мы приведем только безопасные и эффективные методы чистки хрусталя. Давайте разберемся в связи с чем могут произойти те или иные неприятности и как их избежать.

Как почистить хрусталь, чтобы избежать микротрещин

Скажем сразу, что сухая уборка не приводит к повреждениям такого рода (если вы, конечно, не будете стучать хрусталём о твердую поверхность). Микротрещины появляются только в одном случае – при мытье, а именно – при контрастном "душе". Помните, что хрусталь очень не любит резких перепадов температуры воды.


Это означает, что ваша прямая обязанность – мыть хрусталь только в теплой или холодной воде. Горячую воду применять нельзя, хотя это верно не для всех случаев.

Как не допустить помутнения хрусталя

Для начала несколько слов о составе этого материала. Не многие знают, что в состав хрусталя старого производства входит оксид свинца и его там достаточно много. Кстати, именно по этой причине из посуды отечественного производства (особенно, произведенного во времена Советского Союза) нельзя пить вино, взаимодействуя с кислыми и спиртосодержащими продуктами, свинец попадает вместе с напитком в организм.

За рубежом вместо токсичного оксида давно применяют более безопасный барий. Многие отечественные производители и до сих пор игнорируют опасность свинца, при этом, чем больше этого ядовитого материала используется, тем "элитнее" считается хрусталь, и тем быстрее он тускнеет. Это значит, что по факту, темнеет не сам кварц (главный элемент хрусталя), а свинец.

Потускнение происходит при взаимодействии с горячей водой и воздухом.

Стоя в серванте, хрусталь будет тускнеть порядка трех месяцев, а вот в горячей воде окисление свинца случится намного быстрее. Это приведет к тому, что после очистки изделий, они станут синевато-серыми.

Следовательно, хрусталь с большим количеством свинца необходимо очищать хотя бы 4 раза в год холодной или теплой водой. Если же свинца не много или вместо него применен барий, то посуде не страшна горячая вода и долгий простой в шкафу. То же самое относится к горному хрусталю, в котором нет каких-либо примесей.

Помните, что оксид свинца довольно ядовит, так что хорошо прополощите посуду после мытья.

Как почистить хрусталь, не разбив его вдребезги

Здесь все довольно просто:

  • не нужно стучать изделием о твердые поверхности, включая раковину;
  • не держите хрустальные изделия за хрупкие элементы.

Чтобы избежать серьезных повреждений при мытье хрустальной посуды, необходимо взять пластиковый тазик, застелить его дно полотенцем и осторожно держать посуду. Очищать люстры намного проще, ведь пыль можно стереть, не снимая люстру с потолка.

Как и чем мыть хрусталь

Для начала вам нужно запастись чистыми перчатками, антистатической салфеткой, микрофиброй или льняной тканью (главное, чтобы от нее не отслаивались волокна). Перчатки нужны, чтобы на чистом хрустале не осталось жирных отпечатков пальцев, салфетки – для протирания хрустальных изделий. И то, и другое понадобится вам в любом случае.

Идем далее. Недорогой и толстый хрусталь разрешается мыть как угодно и где угодно (конечно, в разумных пределах). Его очень сложно разбить, также в нем почти нет свинца. Подобный сорт хрусталя можно легко положить в посудомоечную машину и не думать о последствиях.

Выбираем средство для чистки хрустальных изделий

Для мытья хрусталя подойдет почти любое неабразивное чистящее средство, но лучше выбрать что-либо с подходящей этикеткой, которая разрешает мыть им этот вид изделий.

Для примера приведем парочку проверенных вариантов – "Мистер Мускул для стекол" и "LOC от Amway", мы уже писали о них в статье о том, как помыть зеркало без разводов. Повторимся – имеется широкий ассортимент, так что не стоит зацикливаться на чем-либо одном.

Если вы не хотите чистить хрусталь с использованием "химии", просто протрите вашу посуду или люстру разведенным спиртом, мыльным раствором или водой с добавлением уксусной эссенции. Главное – не забудьте о перчатках.

Народные способы профилактики и борьбы с помутнением включают в себя синьку, однако изделия бывают различных цветов, так что применять слабый раствор синьки можно только к голубому хрусталю.

А еще лучше всего вообще забыть об этом рецепте.

Как правильно мыть хрусталь

Если вы выбрали сухую чистку, можно просто осторожно протереть все предметы тряпкой.

Влажная чистка хрусталя может выполнять несколькими способами:

  • протирание тряпкой с чистящим средством;
  • при помощи распыления моющего средства из пульверизатора;
  • ополаскивание или замачивание хрусталя;
  • загрузка в посудомоечную машинку.

Идеального и единственно верного способа не существует, так что выбор конечного варианта остается за вами. По поводу сушки единого решения также нет – можно вытирать изделия сухой тряпкой или салфеткой, можно выставить на мягкую поверхность и ждать высыхания. Сразу после первой чистки будет видно, что лучше подходит вашему хрусталю.

Углубления лучше всего чистить при помощи старой зубной щетки.

К слову, различные серебряные и золотые ободки и вкрапления не любят химии, так что их лучше полоскать простой водой или мыльным раствором.

Как ухаживать за хрусталем

В завершении статьи мы расскажем вам о нескольких простых, но важных рекомендациях, которые позволят продлить жизнь вашим хрустальным бокалам и другой посуде.

  • хрусталь не переносит высоких температур, так что не стоит класть или наливать в него что-либо горячее;
  • пирамида из бокалов легко станет грудой стекла – лучше ставьте предметы по отдельности;
  • микроволновка и духовка – смерть для подобной посуды. Если же в ней еще и много свинца, данное сочетание губительно для вашего здоровья.

Теперь вам известно, как почистить хрусталь, надеемся, наша статья вам поможет.

Хрусталь

Само слово "хрусталь" имеет греческие корни. Словом \"кристалл\" греки называли кварц без посторонних примесей, за идеальную прозрачность, считая его застывшим льдом. Из этих кристаллов делали линзы, с помощью которых разжигали огонь. Известен даже случай, когда для Петра I изготовили самовар из огромного куска горного хрусталя — так в России стали называть прозрачный без инородных включений кварц. А первая мануфактура, производящая изделия из хрусталя появилась в нашей стране в XIII веке в городе Гусь Хрустальный.

Виды хрусталя

Выделяют следующие разновидности хрусталя:

  • Горный хрусталь — это природный кварц;
  • Свинцовый хрусталь – стекло с содержанием окиси свинца;
  • Бариевый хрусталь – хрусталь, в котором вместо свинца использует барий;
  • Богемский хрусталь — хрусталь, в котором вместо свинца и бария используется калиево-кальциевое стекло.

История появления и свойства хрусталя

Идея создания хрусталя из стекла принадлежит англичанам: они впервые для улучшения качества стекла добавили в него окислы свинца, после чего оно приобрело необычный "голос", прозрачность и сверкание граней. От процентного содержания оксида свинца зависят "вокальные" способности хрусталя, его прозрачность, прочность, вес, блеск и другие свойства.

Гусевской хрусталь варится с содержанием оксида свинца строго равным 24%, что соответствует восхитительным оптическим свойствам и высокой плотности. Благодаря этому мы можем наблюдать многоцветную игру света в гранях, блеск поверхностей и слышать чудесный мелодичный звон.

Совершенствуясь, технология производства хрусталя из кремниевого песка стала включать добавление, кроме окиси свинца, еще и борной кислоты, соединений мышьяка и сурьмы.

Для создания цветного хрусталя используются различные добавки: кобальт придает чистые синие тона, для красного цвета — добавляют кадмий или соединения золота, для розового — кремний. Зеленым хрусталь делает окись меди, а изысканный фиолетовый цвет придают окислы марганца.
В царские времена на Гусевском заводе хрустальную посуду и хрустальные вазы окрашивали также с помощью коллоидного золота и окислов урана.
Это были достаточно дорогие, но и самые красивые художественные изделия.

Обычно изделие из хрусталя украшается гравировкой — неглубокий матовый рисунок, огранкой — широкая полированная грань, резьбой — глубокие борозды, при пересечении которых возникает сетка (т. н. \"алмазная грань\"), шлифовкой.
После шлифовки грани приобретают особый блеск. Граненый хрусталь, преломляя свет, создает яркие радужные отблески.

Производство хрусталя

Чтобы получить хрусталь, нужно расплавить шихту, из которой делают хрусталь.

Шихта — это смесь песка, поташа и оксида свинца, как раз его наличие и есть главное отличие хрусталя от простого стекла.

Исходное сырье плавится в печах при огромной температуре свыше 1500 градусов Цельсия. Расплавленная масса очень быстро остывает. Для ускорения процесса одним изделием занимаются сразу несколько человек.

У печи работают мастера выдувальщики, наборщики и прессовальщики. Выдувальщики вооружены специальными трубками с резиновой грушей. На один конец стеклодувной трубки берётся капля раскалённого хрусталя и с помощью резиновой груши изделие выдувается в форму. У мастера наборщика – наборная трубка. С её помощью он набирает из печи необходимое количество стекломассы и приносит её к мастеру прессовальщику, который управляет пресс-формой.

После того, как изделие выдувается и ему придается необходимая форма, оно поступает в печь на отжиг. Отжиг предназначен для более равномерного остывания хрусталя. В печи для отжига в течение 1.5 часов температура снижается с 700 градусов до 40–50 градусов.

Далее в пламени газовой горелки срезается верхняя часть изделия, где была стеклодувная трубка.
После этого изделие проходит первый контроль качества: нет ли больших пузырей, камней, кривизны ножки; производят измерение толщины слоя стекла.

Гладкие изделия украшаются алмазной гранью. Для начала на изделие наносят разметку, после разметки изделие ставится на конвейер и идёт от мастера к мастеру. Процесс нанесения алмазной грани начинается с самого большого абразивного круга, а заканчивается на самых маленьких. Чтобы стеклянная пыль не попадала в дыхательные пути, на абразивные круги подаётся вода.

После нанесения алмазная грань становится матовой. Чтобы получить прозрачную грань, изделие подвергают химической полировке в смеси плавиковой и серной кислот. Кислота разъедает и полирует стекло. Далее изделию тщательно моют, и если необходимо наносят грани, которые должны остаться матовыми. В завершение изделие снова подвергают проверки, маркируют и упаковывают.

Прошлое, настоящее и будущее хрусталя

Хрусталь в России всегда ценили и любили. У нескольких поколений он оставался мерилом роскоши и очень выгодным вложением денег. Хрусталь действительно никогда не теряет ни в популярности, ни в цене.

См. также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *