Опубликовано

Параллельные и последовательные цепи

10. Способы соединение источников электрической энергии.

В тех случаях, когда номинальное напряжение или номинальный ток и мощность источника электрической энергии оказываются недостаточными для питания приемников, вместо одного используют два или больше источников. Существуют два основных способа соединения источников: последовательное и параллельное.

Последовательное соединение (рис. 1.18) осуществляется обычно таким образом, чтобы ЭДС источников были направлены в одну сторону. Характерным для последовательного соединения является один и тот же ток I всех источников, на который каждый их них должен быть рассчитан.

По второму закону Кирхгофа

(5)

Соединяя источники последовательно, можно получить более высокое напряжение U на выходных выводах а и b, для чего и используется данный способ соединения.

Электрическая цепь рис. 1.18 может быть заменена цепью с эквивалентным генератором, имеющим параметры Еэ и r0э (рис. 1,19). Согласно методу эквивалентного генератора ЭДС Еэ при холостом ходе (r = ∞, I = 0) должна быть равна напряжению холостого хода, Еэ = Ux. Учитывая это, на основании второго закона Кирхгофа для цепи рис. 1.18 получим

(5.1)

При параллельном соединении источников (рис. 1.20) соединяются между собой положительные выводы всех источников, а также их отрицательные выводы. Характерным для параллельного соединения является одно и то же напряжение U на выводах всех источников. Для электрической цепи рис 1.20 можно написать следующие уравнения:

(5.2)

Как видно, при параллельном соединении источников ток и мощность внешней цепи равны соответственно сумме токов и мощностей источников. Параллельное соединение источников применяется в первую очередь тогда, когда номинальные ток и мощность одного источника недостаточны для питания приемников. На параллельную работу включают обычно источники с одинаковыми ЭДС, мощностями и внутренними сопротивлениями. Используя метод узлового напряжения, нетрудно показать, что в этом случае при отключенной внешней цепи токи источников будут равны нулю, а при подключенной внешней цепи они будут одинаковыми.

11. Собственная электронная и дырочная электропроводность

Полупроводники представляют собой вещества, которые по своей удельной электрической проводимости занимают среднее место между проводниками и диэлектриками.

Для полупроводников

характерен отрицательный температурный коэффициент электрического сопротивления. При возрастании температуры сопротивление полупроводников уменьшается, а не увеличивается, как у большинства твердых проводников. Кроме того, электрическое сопротивление полупроводников очень сильно зависит от количества примесей, а также от таких внешних воздействий, как свет, электрическое поле, ионизирующее излучение и др.

В полупроводниках существует электропроводность двух видов. Так же как и металлы, полупроводники обладают электронной электропроводностью, которая обусловлена перемещением электронов проводимости. При обычных рабочих температурах в полупроводниках всегда имеются электроны проводимости, которые очень слабо связаны с ядрами атомов и совершают беспорядочное тепловое движение между атомами кристаллической решетки. Эти электроны под действием разности потенциалов могут получить дополнительное движение в определенном направлении, которое и является электрическим током.

Полупроводники обладают также дырочной электропроводностью, которая не наблюдается в металлах. В полупроводниках кристаллическая решетка достаточно прочна. Ее ионы, т. е. атомы, лишенные одного электрона, не передвигаются, а остаются на своих местах.

Отсутствие электрона в атоме условно назвали дыркой.

Этим подчеркивают, что в атоме не хватает одного электрона, т. е. образовалось свободное место. Дырки ведут себя как элементарные положительные заряды.

При дырочной электропроводности в действительности тоже перемещаются электроны, но более ограниченно, чем при электронной электропроводности. Электроны переходят из данных атомов только в соседние. Результатом этого является перемещение положительных зарядов – дырок – в направлении, противоположном движению электронов.

Электроны и дырки, которые могут перемещаться и поэтому создавать электропроводность, называют подвижными носителями заряда

или просто носителями заряда.

Принято говорить, что под действием теплоты происходит генерация пар носителей заряда, т. е. возникают пары: электрон проводимости – дырка проводимости.

Вследствие того что электроны и дырки проводимости совершают хаотическое тепловое движение, обязательно происходит и процесс, обратный генерации пар носителей. Электроны проводимости снова занимают свободные места в валентной зоне, т. е. объединяются с дырками. Такое исчезновение пар носителей называется рекомбинацией носителей заряда.

Процессы генерации и рекомбинации пар носителей всегда происходят одновременно.

Полупроводник без примесей называют собственным полупроводником. Он обладает собственной электропроводностью, которая складывается из электронной и дырочной электропроводности. При этом, несмотря на то что количество электронов и дырок проводимости в собственном полупроводнике одинаково, электронная электропроводность преобладает, что объясняется большей подвижностью электронов по сравнению с подвижностью дырок.

Последовательная связь предложений в тексте

Новый номер задания: A6.

Комментарии преподавателя по изучаемому материалу

При выполнении задания вы можете столкнуться со следующими трудностями.

Возможные трудности

Добрые советы

Что делать, если кажется, что на место недостающего предложения подходят сразу несколько вариантов ответа?

Если в задании пропущено первое предложение, то воспользуйтесь следующими подсказками.

Первое предложение обычно задает тему текста. Еще точнее, тема текста задается во второй части первого предложения, ближе к его финалу. Посмотрите на варианты ответа с этой точки зрения. Найдите такой финал предложения, содержание которого раскрывается дальнейшим текстом.

Содержание первого предложения не должно противоречить содержанию последующего текста. Перечитайте внимательно текст и убедитесь, что между текстом в целом и выбранным вами предложением нет противоречий по смыслу.

Что делать, если трудно найти место, которое должно занимать в тексте пропущенное предложение?

Если в задании пропущено не первое предложение, то воспользуйтесь следующей подсказкой.

Ищите между предложениями текста смысловую несостыкованность. Для этого проследите внимательно, как развивается в тексте авторская мысль. Определите тему текста, выясните, все ли аргументы соответствуют тезису темы? Скорее всего, пропущенное предложение должно стоять на месте найденного смыслового несоответствия.

Способы связи предложений в тексте

Предложения в тексте связаны по смыслу. Связь эта проявляется на лексическом и грамматическом уровнях языка, см.: раздел Средства связи предложений в тексте.

Выделяются два основных способа связи предложений в тексте: последовательная (цепная) связь и параллельная связь.

Способ связи

Пример

Сущность способа

Последовательная (цепная) связь

Наконец, на страницах поэмы появляется Плюшкин, человек, не только лишённый каких-либо положительных качеств, но почти потерявший человеческий облик.

Он кажется человеком, попавшим в катастрофу, одичавшим на каком-то необитаемом острове.

Катастрофа превратила в руины его некогда процветающее имение, его дом похож на свалку, его одежда — «сплошная прореха».

В первом предложении смысловой акцент падает на характеристику Плюшкина. Во втором предложении эта информация становится основой для нового сообщения (Плюшкин похож на человека, попавшего в катастрофу). Основой для сообщения в третьем предложении становится информация второго предложения.

Поясним сущность цепной связи схемой.

Параллельная связь

Более глубокое нравственное падение человека демонстрирует образ Собакевича.

Собакевич неприветлив, жаден и груб.

Он кулак, т. е. умеет выжать свою выгоду из всего, не смущаясь сомнительностью сделки.

Он, кажется, мошенник: из-за выгоды готов пойти даже на шантаж.

В первом предложении смысловой акцент падает на характеристику Собакевича. Эта информация становится предметом для характеристики в остальных предложениях.

Поясним сущность параллельной связи схемой.

В речевой практике оба основных способа часто совмещаются.

Устная и письменная речь. Текст. Смысловая целостность текста

Язык существует в двух разновидностях речи: устной и письменной. С помощью устной речи люди непосредственно общаются друг с другом. Устная речь — это живое, непринуждённое и неподготовленное общение в режиме реального времени, и композиция этого общения всецело зависит от конкретной ситуации. Общение с помощью письменной речи, напротив, всегда подготавливается заранее и строится с учётом возможной временно́й дистанции между общающимися. Поэтому автор письменного сообщения заинтересован в том, чтобы оно было целостным и с точки зрения темы, и с точки зрения смысла, и с точки зрения композиции, т. е. было бы в собственном смысле слова текстом.

Текст (лат. textum — ткань, сплетение, соединение) — это последовательность предложений, связанных по смыслу и грамматически, созданная с целью охарактеризовать (раскрыть) некоторую тему. Употребляя слово текст, мы в основном имеем в виду нечто написанное. При этом не следует забывать, что есть такие жанры, которые, как правило, существуют в устной форме, но готовятся как письменные тексты (например, доклад или лекция).

Смысловая целостность текста связана с несколькими понятиями:

2) тема текста;

3) основная мысль текста;

4) раскрытие темы текста;

5) позиция автора текста.

Содержание текста — это то, о чём текст написан: какова его тема, основная мысль, как раскрывается эта основная мысль, какова позиция автора по отношению к теме.

Тема текста — это предмет либо явление, находящиеся в центре внимания автора. Усилия автора направлены на то, чтобы дать характеристику теме, раскрыть тему текста.

Основная мысль текста — это общая характеристика, данная в тексте теме.

Основная мысль иногда может быть напрямую выражена в тексте, а иногда выводится из его содержания.

Тема раскрывается через ряд связанных друг с другом суждений, каждое из которых прямо или косвенно характеризует тему. Суждения эти могут иметь, в свою очередь, разнообразную тематику. Частные темы, возникающие по мере раскрытия главной, называются микротемами. Учёт микротем необходим для выведения основной мысли текста.

Обратите внимание!

Тему текста необходимо отличать от любой его микротемы. Микротема раскрывает содержание лишь одной из частей текста. Тема же целого текста включает в себя (прямо или косвенно) все его микротемы. Кроме того, она всегда связана с основной мыслью текста и с позицией автора.

Позиция (точка зрения) автора. Выбирая тему текста и раскрывая её с помощью определённых микротем, автор текста проясняет для читателя свою ценностную позицию относительно темы и основной мысли текста. Он прямо или опосредованно выражает собственную оценку тезисов текста и явлений, отражённых в нём.

Сочетание слов.

Новый номер задания: A7.

Комментарии преподавателя по изучаемому материалу

При выполнении задания вы можете столкнуться со следующими трудностями.

Возможные трудности

Добрые советы

Что делать, если кажется, что на позицию недостающего средства связи подходят сразу несколько вариантов ответа?

Не забывайте смысловые отношения, которые выражают следующие средства связи.

1. Сочетание слов прежде всего означает «в первую очередь, сначала». Оно употребляется тогда, когда предыдущая мысль (предыдущие мысли) намечает общую идею или тему и подошло время для раскрытия конкретных сторон или обстоятельств этой идеи или темы.

2. Слово однакоупотребляется тогда, когда содержанию предыдущего абзаца противопоставлено содержание следующего абзаца.

3. Сочетание слов кроме того означает «к тому же, помимо, сверх всего того, что уже сказано». Оно употребляется, когда необходимо дополнить сказанное некоторыми, по мнению автора, важными мыслями или обстоятельствами.

4. Сочетание иными словами означает, что автор хочет высказать уже имеющуюся в предыдущем параграфе мысль по-другому, другими словами, и вместе с тем несколько дополнить и обобщить сказанное.

5. Сочетание слов несмотря на это означает «вопреки тем обстоятельствам, которые указаны в предыдущей части текста».

6. Слово например означает, что автор хочет привести пояснение к сказанному прежде в качестве образца, иллюстрации своей мысли.

7. Сочетание слов таким образом означает следствие, итог, заключение из того, что сказано в предыдущей части текста.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *