Опубликовано

Орехи для проводов

Приспособления, которые помогут внедрить электронику в автомобиль

ОТСЕКАТЕЛЬ МАССЫ

Электричество, как известно, своих не трогает, но перед тем как приступить к работе с проводкой, его все же следует отключить. Как правило, это можно сделать, скинув с аккумулятора минусовую клемму, то есть «отключив массу». В большинстве случаев для этого потребуется взяться за гаечный ключ и, ослабив крепление клеммы к минусовому выводу аккумулятора, снять ее. А между тем существует немало способов сделать это быстро и без применения инструмента, например, заменив штатные плюсовую и минусовую клеммы быстросъемными. Вариантов их исполнения сейчас предлагается большое количество, но при покупке такого узла нужно быть очень внимательным.

Большинство из них выполнены из тонкого листа стали, что не обеспечивает надежность конструкции и электрического контакта. Другой вариант – поставить отсекатель массы, который позволит одним движением полностью обесточить автомобиль. Внешне он очень напоминает рубильник и по сути таковым и является, только в уменьшенных до применимых к автомобилю размерах.

Медная контактная группа обеспечивает надежный контакт, а долговечность – конструкция, в которой, по сути, нечему ломаться.

КЛЕММЫ АККУМУЛЯТОРА

Раз уж зашла речь о клеммах, стоит отметить появившиеся на рынке клеммы аккумулятора с возможностью подключения к ним дополнительных проводов. Такое часто случается, когда нужно запитать что-либо непосредственно от батареи, а не от бортовой сети автомобиля.

Эти клеммы позволяют подсоединить к ним и штатный плюсовой контакт, и еще несколько, зажав каждый в отверстии соответствующим сечению провода мощным винтом. Такое крепление обеспечивает надежный механический и электрический контакт провода с клеммой. Помимо этого, есть модели с инсталлированным в клемму вольтметром.

В этом случае на цифровом дисплее отображается, сколько вольт на аккумуляторе в данный момент и сколько вольт выдает генератор при работающем двигателе. Нужно признать такое решение насколько оригинальным, настолько и полезным.

Крепление провода в клемме путем обжима винтом есть и для минусовых клемм, и для отдельных проводов. Часто случается так, что контакт от силового минусового провода, крепящегося на массу, либо отгнивает, либо обламывается.

Прийти на помощь в этой ситуации может отдельная клемма, в которую так же вставляется обломленный провод, после чего обжимается винтом и уже затем крепится к кузову автомобиля в штатном месте.

ПОДКЛЮЧЕНИЕ К БЛОКУ ПРЕДОХРАНИТЕЛЕЙ

Нередко инсталляторам приходится подключать что-либо в блоке предохранителей. Кто-то режет нужные провода, чтобы спаять их с подключаемыми, кто-то подматывает провод непосредственно к ножке предохранителя. Упростить эту процедуру может специальный переходник с клеммами на концах.

Одна часть, схожая с формой предохранителя, вставляется на место нужного предохранителя, ко второй подключается провод от устройства. Такое подключение очень удобно, к тому же при этом штатная цепь автомобиля и подключенное устройство защищены предохранителем, который устанавливается в этот переходник. Главное – правильно вставить переходник в блок предохранителей. «Плюс» на конце отвода должен появиться только после установки в переходник предохранителя.

ОБЖИМЫ ДЛЯ ВРЕЗКИ

Случается так, что при монтаже того или иного устройства нужно подключиться к штатной проводке автомобиля непосредственно в косе. Облегчить эту процедуру поможет специальный обжим.

Ножи-контакты при обжиме такой «врезки» надрезают изоляцию и металлической частью замыкают контакт на проводе, при этом провод за счет пластикового корпуса остается надежно изолирован. После такой несложной процедуры инсталлятору остается лишь подключить в образовавшийся разъем соответствующий провод.

ТЕРМОУСАДОЧНАЯ ПАЙКА

Разорванный, перебитый или перетертый провод тоже довольно частая неисправность, встречающаяся в автомобилях, особенно если ему уже немало лет. Как правило, восстанавливают такую напасть, скрутив провода с последующей изоляцией восстановленного контакта либо изолентой, либо термоусадочной трубкой. Но скрутка со временем начинает окисляться, особенно если изоляция была некачественной и в место ремонта попадала влага, и тогда контакт вновь начинает барахлить. Исключить это позволяет новинка рынка – термоусадочная пайка.

Принцип действия ее очень схож с принципом действия термоусадочной трубки-изолятора. Ее точно так же нужно нагреть феном либо зажигалкой, чтобы она плотно охватила провод, только здесь еще присутствует припой, а на концах трубки – герметизирующие вставки. Принцип действия прост. На один из проводов натягивается трубка, после чего зачищенные концы проводов распушаются и вставляются друг в друга. После чего трубка натягивается на оба повода таким образом, чтобы припой оказался аккурат посередине оголенных проводов. Далее соединение обжигается зажигалкой или термофеном, трубка усаживается, припой плавится, скрепляя провода, а концы надежно герметизируются от попадания влаги. Все, надежный контакт обеспечен.

ЭКСТРАКТОРЫ

Обломившийся или отгнивший провод у самого конца штекера тоже проблема, довольно часто встречающаяся.

Для того чтобы заменить в штекере пин, порой приходится попотеть, выковыривая его при помощи шила или других подручных средств. Облегчить эту ювелирную операцию можно при помощи набора специальных экстракторов для пинов. Набор включает в себя несколько экстракторов для работы с наиболее типовыми видами штекеров.

Восстановить штекер при помощи этих нехитрых, но таких нужных приспособлений труда не составит даже начинающему автоэлектрику.

КЛИПСЫ ДЛЯ ПРОВОДКИ

После инсталляции того или иного устройства до него требуется проложить проводку. Часто она идет в скрытых от глаз местах, что существенно облегчает ее монтаж – провод достаточно закрепить изолентой либо притянуть к соседней косе стяжками. Но как быть, когда провод выходит на поверхность и, что называется, мозолит глаза?

Красиво проложить провод и исключить его провисание позволят специальные клипсы. В месте прокладки провода или проводов они приклеиваются на идущий в комплекте двухсторонний скотч с определенным шагом к элементам интерьера, после чего в них и закрепляется провод. После такой инсталляции салон выглядит куда опрятнее.

Нередко при прокладке электрической проводки и других коммуникаций возникает необходимость ответвления изолированного кабеля. Для организации подобной разводки используются специальные компоненты. Наиболее предпочтительным является сжим ответвительный. С его помощью можно оперативно проложить кабельную трассу и выполнить ответвления линии передач напряжением до 220 В. При этом не нужно удалять изоляцию.

Что собой представляют ответвительные сжимы

Ответвительные сжимы характеризуются большим разнообразием конструкций и форм, но в большинстве случаев под ними подразумеваются так называемые соединители «орешки». Конструктивно речь идет о двух зажимных пластинах, которые производятся из качественной анодированной стали. В каждой из них имеются специальные выемки для кабеля. После того как он будет расположен между пластинами, они плотно сжимаются путем затягивания четырех винтиков.

Зажимные пластины спрятаны в прочном корпусе, изготавливаемом из карболита – особой разновидности пластмассы. Как и сжим, корпус состоит из двух отдельных частей. Пластины размещаются внутри него: каждая крепится к одной из половинок корпуса при помощи кольцевой пружины. Все соединения спрятаны внутри. «Орех» для соединения проводов выступает в роли соединительного и защитного приспособлений.

Основное достоинство электротехнического компонента – возможность надежной и безопасной коммутации алюминиевого и медного кабелей. Для осуществления такого соединения нет необходимости разрезать магистральную линию. Достаточно зачистить небольшую часть кабеля, который поместится внутри плашки. Ответвление крепится к перпендикулярному желобу.

«Орешки» выпускаются разных размеров с идентичными техническими характеристиками. Габариты конкретного изделия подбираются в соответствии с сечением жилы ответвляемых проводников. В соответствии с ГОСТ для основных магистралей выбирают зажимы 4-150, для ответвлений – 1,5-120 кв. мм.

Для чего нужно отделять алюминиевый провод от медного

Часто возникают ситуации, когда необходимо выполнить коммутацию новых стационарных электрических приборов к уже существующей сети. Например, при установке очистителя воды с электронасосом. В большинстве случаев запрещается изменять строение магистральных линий, зато есть прекрасная возможность выполнить качественную коммутацию алюминиевых и медных проводников внутри квартиры или частного дома. Достаточно выбрать подходящий соединительный элемент и сделать это можно без помощи квалифицированных специалистов.

Многие из вас слышали об основном правиле электрической и пожарной безопасности, в соответствии с которым категорически запрещаются скрутки двух проводников, изготовленных из разных материалов (как алюминиевые и медные) или имеющих неодинаковые сечения. Многие «кустарные мастера» забывают об этом и часто прибегают к подобной коммутации на загородных домах, внутри гаражей и сараев. Последствия такого подхода катастрофичны.

Во-первых, какой бы плотной ни стала образованная вами скрутка, площадь контакта проводников будет минимальной. В результате этого образуется чрезмерно высокое переходное сопротивление, из-за чего место контакта начинает перегреваться.

Во-вторых, если соединяются алюминиевый и медный проводники, то в результате электрохимических реакций металлы начинают окисляться. Окисная пленка проявляется преимущественно на поверхности медной жилы. Кроме того, наблюдается зависимость: чем выше уровень влажности в помещении, тем быстрее появляется коррозия. Это приводит к увеличению сопротивления на токоотводе в контактной зоне.

Свои окислительные процессы происходят на поверхности меди в месте контакта с алюминием, что еще больше усиливает переходное сопротивление. Значение этой величины поднимается до пиковых, из-за чего область коммутации нагревается. В конечном итоге это приводит к искрению, оплавлению и другим процессам, связанным с локальным возгоранием.

Способы соединения алюминиевых и медных проводов

Существует множество ситуаций, при которых возникает острая необходимость в организации подобных соединений. И далеко не всегда можно быстро и беспроблемно заменить старую алюминиевую проводку в доме на новую медную. Если при попытке подключить новое электрическое оборудование выяснилось, что проводка в доме алюминиевая, то обязательно воспользуйтесь одним из доступных соединителей.

Перечислим основные разновидности электромонтажных соединителей для разных проводников:

  1. Клеммная колодка (клеммник). Данные устройства заслуживают отдельную статью для рассмотрения, а пока обратим ваше внимание на основные нюансы их эксплуатации. Для надежного контакта алюминиевого и медного проводников в устройстве винтового или самозажимного типа нужно изготавливать пластины из нейтральных материалов. В качестве альтернативы их поверхность следует покрыть специальной пастой, изготовленной исключительно для подобных действий. Эта информация должна указываться на маркировке или в инструкции к изделию.
  2. «Орешки». О них мы писали выше. Свое название изделия получили благодаря строению: роль скорлупы играет пластиковый корпус из карболита, начинки – зажимные пластины для хорошего контакта. Вы без проблем задействуете ответвительные сжимы. Для начала магистраль из алюминиевой жилы зачищается в месте коммутации, после чего помещается в канал одной из зажимных пластин. Медная жила нового оборудования устанавливается в другой пластине без контакта с внешним каналом. Изделия с сечением 120-150 кв. мм используются преимущественно профессиональными электриками, 1,5-4 кв. мм – в домашних условиях.
  3. Прокалывающий зажим коммутируется напрямую к самонесущему изолированному проводу (СИП) на магистрали. Выполнение подобных ответвлений лучше всего доверить квалифицированным специалистам. Если решите делать это самостоятельно, то прибор следует подключить к проводникам без нарушения изоляции (не зачищая кабель). Крепко затяните гайку, что приведет к прокалыванию и обеспечит контакт.
  4. Самодельный соединитель можно изготовить из одного болта, трех латунных шайб, гайки и изоленты. Для коммутации алюминиевого и медного проводников зона их прямого контакта разделяется тремя шайбами. Такой метод считается временным соединением, но по факту узел прослужит в течение нескольких десятилетий.

Назначение, преимущества и недостатки соединителей

Основное предназначение ответвительного сжима – организация ответвления на магистральном электрическом кабеле без выполнения разрыва на основной трассе. Соединитель «орешек» может быть установлен в месте монтажа магистрали с проводкой нового оборудования, и нет необходимости перерезать кабель. Это один из лучших вариантов при коммутации проводников разного сечения, изготовленных из алюминия и меди. Контактную пластину желательно делать латунной, поскольку данный материал не вступает в электрохимическую реакцию ни с медью, ни с алюминием.

Ответвительные сжимы применяют при установке электрических сетей бытового, промышленного назначения. Они незаменимы при монтаже осветительных приборов. «Орешки» могут эксплуатироваться в электросетях напряжением не более 660 В.

Из недостатков сразу стоит отметить необходимость оголения соединяемых проводов. Этого не нужно делать при эксплуатации ответвительных сжимов прокалывающего типа. Другой нюанс – слабая степень защиты от пыли и влаги (не выше IP20).

Пример применения

Сжимы считаются низковольтными компонентами и работают в диапазоне напряжения от 60 до 660 В. Допустим монтаж внутри электрических щитков, при прокладке открытой электропроводки и подключения приборов малой мощности.

Процесс установки максимально простой. После того как подберете нужную модель в соответствии с сечением скрепляемых проводников, удалите зажимные пластины из оборудования. Чтобы это сделать, снимите крепление, сдерживающее две части корпуса. Конструкция крепления бывает разной: с применением стопорного кольца, резьбового элемента с саморезами или шайбой, сдерживающей половинки «скорлупы».

Важно. Не забудьте заранее надеть резьбовое кольцо на ответвительный провод прежде, чем установите его внутри «орешка». В противном случае нужно будет производить демонтаж плашки.

После извлечения зажимных пластин в зависимости от их размеров высчитывается протяженность участка, на котором будет удалена изоляция на коммутируемом кабеле. Соответствующие отметки можете оставить маркером или ручкой. При помощи заточенного ножа максимально аккуратно надрежьте изоляцию, не задевая жил, после чего снимите ее с провода.

Зажимные поверхности и зачищенные жилы лучше всего протереть ватным тампоном с любым обезжиривателем. Установите проводники в выемки плашки. Отличной идеей станет добавление токопроводящей смазки. Соедините и скрепите детали, тесно затянув винтики. Спрячьте зажимные пластины внутри корпуса, надежно скрепив обе половинки. Чтобы обеспечить стабильное соединение, под винты на плашке подложите шайбы Гровера.

Правила соединения проводов

Обратите внимание на то, что в поликарбонатном корпусе имеются два отверстия. Одно из них закрыто наглухо, а другое используется для размещения провода, закрепляемого за магистралью.

При эксплуатации «орешков» не забывайте об отсутствии герметичности на стыках, поэтому при электромонтаже в зависимости от климатических условий, уровня влажности и чистоты помещения внутри может оседать пыль, грязь или влага. Чтобы повысить защиту от этих негативных факторов, можете дополнительно заизолировать корпус при помощи качественной изоленты.

Таким образом, где бы ни осуществлялась коммутация медных и алюминиевых проводников, в идеале нужно использовать качественные ответвительные соединения с латунной пластиной. Альтернативным временным решением может стать самодельный соединитель из болта, гайки и трех шайб. Последние, к слову, предназначены для разделения зоны соприкосновения медного и алюминиевого проводников. Детали желательно выбирать из латуни, что позволит избежать протекания окислительных процессов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *