Опубликовано

Индекс цветопередачи

Содержание

Когда важен индекс цветопередачи светильника

Индекс цветопередачи (CRI) известен достаточно давно и обозначает соответствие естественного цвета наблюдаемого объекта видимому цвету при освещении его текущим светильником. Измеряется в относительных единицах от 0 до 100. Чем выше индекс, тем более естественно выглядит объект. Пока лампы накаливания служили основным источником света, CRI почти не использовался. Связано это с тем, что коэффициент цветопередачи этих ламп близок к 100, то есть почти равен солнечному освещению.

Что нужно знать об индексе?

С появлением светодиодных светильников вопрос об использовании индекса стал актуальным в повседневной жизни и поэтому стоит обозначить факторы, которые необходимо знать о нем:

  • чем выше величина индекса, тем более естественным выглядит наблюдаемый нами предмет при освещении его текущим источником света;

  • параметр световой температуры светильника не определяет цветопередачу освещаемого объекта, при одной и той же цветовой температуре два светильника могут иметь разный CRI;

  • для человеческого глаза комфортным считается коэффициент от 80 до 100. Величина 100 означает, что объект выглядит так же, как при солнечном свете.

CRI типовых источников света

Уже упоминалось, что коэффициент цветопередачи лампы накаливания близок к 100, то есть к естественному солнечному свету. Из остальных светильников отметим самые распространенные:

  • люминесцентные лампы дневного света (ЛД, ЛБ) имеют коэффициент цветопередачи 60-70;

  • CRI ртутных ламп ДРЛ лежит в диапазоне 40-60;

  • натриевые газоразрядные лампы ДнаТ, повсеместно используемые в ЖКХ, имеют индекс меньше 40;

  • светодиодные светильники, как правило, имеют индекс цветопередачи выше 80.

Столь большой разброс CRI разных источников света заставляет по иному взглянуть на освещение объектов, в которых важна естественность передачи цвета.

Где нужно учитывать индекс цветопередачи?

При выборе светильников для освещения различных объектов, необходимо руководствоваться Строительными Нормами и Правилами (СНиП), которые содержат рекомендации по освещению типовых помещений:

  • величина CRI более 90 должна быть в осветительных системах музеев, полиграфических предприятиях, магазинах по продаже одежды и тканей;

  • индекс от 85 до 90 необходим в кабинетах рисования, выставочных залах, залах заседаний федерального значения, химических лабораториях и т.п.;

  • CRI не менее 80-85 должны иметь самые распространенные общественные помещения — торговые залы магазинов и универсамов, конструкторские бюро, читальные залы, концертные и зрительные залы театров и клубов, крытые бассейны;

  • к зрительным залам кинотеатров, помещениям лифтов, коридорам и переходам предъявляется требование по коэффициенту в диапазоне от 50 до 60.

Также требования к освещению различных помещений нормируются европейским стандартом EN DIN 12464.

Заключение

При выборе моделей светодиодных светильников для освещения конкретных помещений не следует забывать о том, что индекс цветопередачи у разных светильников может быть разный, а выбор в пользу дешевых моделей может создать неприемлемые условия для сотрудников или посетителей этого помещения.

Сравнение индекса цветопередачи для разных типов ламп

Величина, характеризующая степень соответствия естественного цвета предмета видимому цвету при освещении его конкретным источником света, носит название индекс цветопередачи (CRI или Ra), по-другому, коэффициент цветопередачи. Переведя на общедоступный язык, можно сказать, что эта характеристика позволяет определить, насколько натурально выглядит вещь под действием того или иного осветительного прибора.

За эталон принята цифра 100, соответствующая естественному солнечному свету. Комфортное значение для восприятия глаз входит в диапазон, минимальный порог которого – 80, максимальный – 100. Газоразрядные приборы имеют CRI 90 и выше. Индекс цветопередачи люминесцентных ламп лежит в пределах от 80 до 90, но у дешевых лампочек он ниже. На коробке обычно указывается этот коэффициент. При покупке лампы не следует пренебрегать этой цифрой.

Всем знакома и любима лампочка накаливания, до недавних пор она была самым распространенным осветительным прибором. Она имеет свои плюсы и минусы. Положительным моментом можно считать то, что цветопередача лампы накаливания близка к 100. Примерно такое же значение имеют «галогенки».

Хорошо зарекомендовали себя светодиодные лампочки. Они обладают целым рядом преимуществ: это и хорошая светоотдача, и низкая мощность потребления, что позволяет им по праву называться энергосберегающими. У разных производителей индекс цветопередачи светодиодных ламп различен. Некоторые образцы высокого качества имеют значение CRI 80. В дешевом варианте для изготовления светильника на основе светодиода использованы материалы низкого качества.

Чем натуральней кажется цвет освещаемого предмета, тем лучше характеристика цветопередачи этого осветительного прибора.

Если взять любой источник света с индексом цветопередачи Ra = 100, то нетрудно заметить, что его излучение оптимально отображает все цвета. Такое освещение соответствует естественному солнечному свету.

В таблице даны сравнительные характеристики индекса цветопередачи для разных типов ламп.

Степень цветопередачи Коэффициент цветопередачи Тип лампы
1 А Более 90 Светодиодные светильники, люминесцентные лампы Philips
1 В 80–89 Светодиодные светильники Люминесцентные лампы OSRAM, LUMILUX
2 А 70–79 Люминесцентные лампы OSRAM
3 40–59 Ртутные лампы

Практическое применение

Обычно источники света с высоким индексом цветопередачи освещают многие предметы так, что они кажутся красивее и лучше, чем при освещении лампами с маленьким CRI. Это свойство можно использовать в некоторых сферах деятельности, например, для получения качественных снимков.

Можно дать некоторые рекомендации для использования осветительных приборов в различных торговых точках. В мебельных магазинах рекомендуется применение теплого свечения. Лампы с приблизительной цветовой температурой, равной 250 K и индексом цветопередачи около 85 единиц, будут выгодно подсвечивать диван или кресло.

Различные отделочные материалы, такие как обои или краски, нуждаются в четком рассмотрении. Здесь можно использовать источники света с индексом от 90 до 100. Температура цвета при этом должна быть в районе 5 000 К. Такие же характеристики нужны для подсветки штор или тканей.

Для удачного освещения кожаных изделий, например, обуви, нужен теплый свет (2 500 К) с цветопередачей 80 или 90.

Различные уровни индекса цветопередачи

Для удобства потребителей величина индекса цветопередачи подразделяется на шесть уровней.

Самым высоким считается уровень А1. Осветительные приборы этого уровня применяются в тех местах, где требуется высокая точность передачи цвета, например, в музеях, торговых точках по продаже тканей, штор, одежды и так далее.

Уровень цветопередачи 1В включает в себя люминесцентные лампы, предназначенные для установки в зданиях, где необходимо создание рабочей обстановки и концентрации внимания. К таким объектам относятся учебные заведения, администрации, промышленные предприятия.

Лампы уровня 2А имеют хорошие характеристики цветопередачи.

Лампы уровня 3 применяются в тех случаях, когда точность восприятия цвета не играет большой роли.

Самым низким считается 4 уровень, не рекомендованный для установки в помещениях.

Цветовая температура некоторых источников света

Цветовая температура электрических ламп.

Шкала цветовых температур распространённых источников света

  • 800 К — начало видимого темно-красного свечения раскалённых тел;
  • 1500—2000 К — свет пламени свечи;
  • 2000 К — натриевая лампа высокого давления;
  • 2200 К — лампа накаливания 40 Вт;
  • 2680 К — лампа накаливания 60 Вт;
  • 2800 К — лампа накаливания 100 Вт (вакуумная лампа);
  • 2800—2854 К — газонаполненные лампы накаливания с вольфрамовой спиралью;
  • 3000 К — лампа накаливания 200 Вт, галогенная лампа, люминесцентная лампа тёплого белого света;
  • 3200—3250 К — типичные киносъёмочные лампы;
  • 3400 К — солнце у горизонта;
  • 3500 К — люминесцентная лампа белого света;
  • 3800 К — лампы, использующиеся для подсветки мясных продуктов в магазине (имеют повышенное содержание красного цвета в спектре);
  • 4000 К — люминесцентная лампа холодного белого света;
  • 4300—4500 К — утреннее солнце и солнце в обеденное время;
  • 4500—5000 К — ксеноновая дуговая лампа, электрическая дуга;
  • 5000 К — солнце в полдень;
  • 5500 К — облака в полдень;
  • 5500—5600 К — фотовспышка;
  • 5600—7000 К — люминесцентная лампа дневного света;
  • 6200 К — близкий к дневному свету;
  • 6500—7500 К — облачность;
  • 7500 К — дневной свет с большой долей рассеянного от чистого голубого неба;
  • 7500—8500 К — сумерки;
  • 9500 К — синее безоблачное небо на северной стороне перед восходом Солнца;
  • 10 000 К — источник света с «бесконечной температурой», используемый в риф-аквариумах (актиниевый оттенок голубого цвета);
  • 15 000 К — ясное голубое небо в зимнюю пору;
  • 20 000 К — синее небо в полярных широтах.

Люминесцентные лампы

Типовые диапазоны цветовой температуры при максимальной светоотдаче современных люминесцентных ламп с многослойным люминофором:

  • 2700—3200 К,
  • 4000—4200 К,
  • 6200—6500 К,
  • 7400—7700 К.

Применение

Цветовая температура источника света:

  • характеризует спектральный состав излучения источника света,
  • является основой объективности впечатления от цвета отражающих объектов и источников света.

По этим причинам она определяет ощущаемый глазом цвет предметов при наблюдении в данном свете (психология восприятия цвета).

В связи с тем, что цвет объекта зависит и от его собственных спектральных свойств, и от характера освещения, естественное и искусственное освещение регламентируется согласно СП 52.13330.2011 (актуальная редакция СНиП 23-05-95) прежде всего по цветовой температуре.

Цветовая температура в фотографии, кинематографе и телевидении

Цветная фотоплёнка выпускается для определённых фиксированных цветовых температур источника света. Негативная и слайдовая плёнки выпускались сбалансированными для съемки при дневном (5600 К) свете или при свете ламп накаливания (3200 К) — «вечерняя» пленка. Это позволяло получать сбалансированное по цвету изображение при стандартных источниках освещения без применения конверсионных светофильтров и цветокоррекции. С появлением маскированных негативных цветных пленок они стали выпускаться сбалансированными под промежуточную цветовую температуру — 4500 К — вследствие неизбежности цветокоррекции в процессе печати позитивного изображения. Таким образом, негативная пленка стала пригодна для съемки при любом освещении, обеспечивая изображение, требующее незначительной коррекции. При съемке на обращаемую пленку исправление готового изображения невозможно. Поэтому пленка для слайдов и теленовостей всегда была сбалансирована для реальных источников света. При профессиональной съемке слайдов для полиграфии применялись специальные приборы для измерения цветовой температуры освещения (цветомеры) и конверсионные светофильтры. При профессиональной киносъемке эти же технологии применялись даже при съемке на негативную кинопленку.

В цифровых фотоаппаратах и видеокамерах используется автоматическое определение цветовой температуры или её предустановки в зависимости от сюжета съёмки. В цифровой фотографии и телевидении эта настройка называется «баланс белого». В некоторых случаях цветовую температуру можно переопределить при дальнейшей обработке цифрового снимка или видеозаписи, однако в большинстве случаев это ведет к потере качества цветопередачи. Изменение баланса белого без потерь качества возможно при записи несжатого фото- и видеоизображения — Raw. Последнее широко применяется в цифровом кинематографе.

Источники света в полиграфии

Для получения максимально правильного цветного изображения на всех стадиях производства часто рекомендуется поддерживать стандартную цветовую температуру освещения 6500 К (источник Д65): от приёмки заказа через оценку оригиналов, сканирование, ретушь, экранную цветопробу, цифровую цветопробу, цветоделение, аналоговую цветопробу, печать пробных оттисков к печати тиража и окончательной сдаче полиграфической продукции.

Источник Д65 с цветовой температурой 6500 К имеет в своём спектре определенную стандартом ультрафиолетовую составляющую. Хотя человеческий глаз не воспринимает ультрафиолетовых лучей, многие объекты (в т. ч. красители) способны светиться под их действием. Например, без УФ-компоненты бумага будет не такой белой (в неё вводят оптические отбеливатели), а реклама — не такой яркой (в ней часто используют люминесцирующие красители). Благодаря оптическим отбеливателям белизна современной бумаги может превышать 100 %.

Понятие цветовой температуры

Цветовая температура – важнейшая характеристика светодиодных электроосветительных изделий. Именно от нее зависит то, насколько комфортно вы будете ощущать себя в интерьере, освещаемом светодиодными лампами, лентами или светильниками.

Светодиодными лампами оснащаются новые авто, освещаются дома, помещения предприятий и стенды наружной рекламы. Они применяются в прожекторах, уличных и офисных светильниках, а также во множестве других изобретений человека.

Понятие цветовая температура светодиодных ламп даже не подразумевает количество отдаваемого ими тепла, а имеет совершенно другое значение. Это – визуальный эффект восприятия источника освещения человеческим глазом. По мере приближения цветового спектра света к солнечному (желтому) определяют «теплоту» каждой лампы.

Можно также привести ассоциацию с пламенем свечи, и вы тут же поймете, как это явление описывается. Напротив, голубоватый оттенок света ассоциируется с пасмурным небом, снежным ночным сиянием. Этот свет вызывает у нас холодные, бледные образы. Но всему есть определенное научное объяснение.

При нагреве куска металла у него появляется характерное свечение. Сначала диапазон цвета находится в красных тонах. При повышении температуры цветовой спектр постепенно начинает смещаться к желтому, белому, ярко синему и фиолетовому.

Условно мы имеем следующую таблицу цветовой температуры светодиодных ламп:

Каждому цвету свечения металла соответствует свой температурный диапазон, что позволяет описать явление при помощи известных физических величин. Это помогает дать характеристику цветовой температуре не как случайно взятой величине, а как определенному промежутку нагрева до получения требуемого цвета спектра.

Спектр цвета свечения светодиодных кристаллов несколько иной. Он отличен от возможных цветов свечения металла благодаря другой методике своего происхождения. Но общая суть остается той же: для получения выбранного оттенка потребуется определенная цветовая температура.

Стоит отметить, что этот показатель никак не связан с количеством тепла, выделяемым осветительным прибором.

Цветовая температура измеряется в градусах по шкале Кельвина (К).

    По европейским нормам все источники света по цветности разделены на три группы:

  • теплый белый (Тц = ниже 3500 K)
  • нейтральный белый или дневной (Тц = 3500-5300 K)
  • холодный белый (Тц = выше 5300 K)

Цветовая температура привычной лампы накаливания – примерно 2800 К, поэтому тепло-белый свет свечения светодиодных ламп наиболее привычен глазу (от 2700 до 3500 К).

Для большинства видов работ и помещений рекомендуются «нейтральные» источники света (Тцв = 4000-4500 К). Если говорить о влиянии цветовой температуры на человека, то теплый свет расслабляет и создает атмосферу уюта, а более холодные тона помогают организму концентрироваться и настраивают на рабочий лад.

Еще раз хочу отметить, не стоит путать цветовую температуру и физическую температуру (количества тепла) которую выделяет ваша лампа – это разные показатели.

Комбинируя источники освещения с разной температурой в пределах одного помещения, можно изменять цветовое восприятие предметов в интерьере. Но не увлекайтесь! Важно следить за гармоничностью цветов, так как в противном случае может получиться «цветовая дискотека», которая будет раздражать глаза. Да и неудачное решение покажет вкус хозяина квартиры не с лучшей стороны.

  1. Красный цвет можно смягчить за счет тёплого оранжевого оттенка света (2500-3000 К).
  2. Оранжевый цвет (интенсивный) превращается в нежный и пастельный с помощью тёплого желтоватого оттенка (3000-4000 К).
  3. Жёлтый цвет станет серым и невыразительным, если использовать лампы с голубоватым оттенком (5000-6500 К).
  4. Зелёный цвет можно смягчить до салатового посредством тёплого оранжевого света или придать оттенок морской волны, использовав яркий голубоватый свет.
  5. Синий цвет наиболее адекватно смогут передать источники света нейтрального белого оттенка.
  6. Фиолетовый цвет при желтоватом оттенке освещения превратится в красный, поэтому его освещают с высокими показателями цветовой температуры.

Совершив ошибку при выборе лампы определенной цветовой температуры, вы можете существенно изменить цветовое восприятие интерьера. Наши глаза различают около 10 миллионов различных оттенков, поэтому от освещения напрямую зависит, как мы будем воспринимать цвет предметов интерьера.

Что измеряется в Кельвинах

Данное понятие относится к физике. Учёные давно установили, что каждый цвет имеет свою «температуру», которая измеряется в Кельвинах (К). Этот параметр указывают на упаковках ламп. Нулём цветовой температуры (0 Кельвинов) обладает абсолютно чёрный цвет (черное тело).

  • Тёмно-красный оттенок приобретет абсолютно чёрное тело, если его нагреть до температуры 800 К (что соответствует 527°С).
  • Ярко-красный цвет соответствует температуре 1300 К (или 1027°С). В реальной жизни данное явление можно наблюдать при нагревании некоторых металлов.
  • Оранжевый цвет – 2000 К (или 1727°С). Такой свет даёт свеча или раскаленные угли.
  • Жёлтый цвет – 2500 К (или 2227°С). Его можно наблюдать при восходе солнца.
  • Белый цвет – 5500 К (или 5227°С). Он соответствует цвету солнца в полдень.
  • Голубой цвет – 9000 К (или 8727°С). Это цвет термоядерной реакции, которую в жизни увидеть практически невозможно.

Как видим, на самом деле те цвета, которые в быту считаются «холодными» (белый, голубой), получаются от максимально горячих тел. Стоит заметить, что лампы не нагреваются до таких температур, а величина в Кельвинах – сравнительный условный показатель.

Как это работает в обычной жизни

Данный температурный принцип работает при производстве источников света и их выборе для применения в интерьерах. Все лампы имеют определённую температуру.

При выборе источников света необходимо знать, какая температура соответствует тому или иному оттенку. Для некоторых зон в интерьере дизайнеры рекомендуют применять лампы соответствующей цветовой температуры.

Цветовая температура, K Оттенок Применение
2500–3000 Тёплый оранжевый Уютная вечерняя атмосфера в спальне, гостиной. Освещение обеденного стола. Торшеры, бра, прикроватные светильники.
3000–4000 Тёплый желтоватый Комфортный и расслабляющий свет для жилых комнат. Чаще всего такую температуру используют в лампах люстр и настенных светильников.
4000–5000 Нейтральный белый Дневной свет для жилых комнат, кухни, рабочих мест офисов, уголков для чтения. Подходит для потолочных и подвесных светильников.
5000–6500 Голубоватый Такую цветовую температуру не используют в доме. Чаще применяют в ювелирных магазинах, музеях.

Для определённых зон в доме или квартире, а также под конкретные ситуации (для гостиной — приём гостей, романтический ужин и т. д.) подбирают источники света с наиболее комфортным оттенком и соответствующей цветовой температурой.

Шкала цветовой температуры

Сегодняшний отечественный рынок предлагает огромный ассортимент источников света на светодиодных кристаллах. Все они работают в различных температурных диапазонах.

Обычно их выбирают в зависимости от места предполагаемой установки, ведь каждая такая лампа создает свой, индивидуальный облик. Одно и то же помещение можно существенно преобразить, изменив в нем лишь цвет освещения.

Для оптимального применения каждого светодиодного источника света следует заранее определиться, какой цвет вам наиболее удобен. Понятие цветовой температуры не связано конкретно со светодиодными лампами, его нельзя привязать и к определенному источнику, оно зависит лишь от спектрального состава выбранного излучения.

Цветовая температура всегда была у каждого светового прибора, просто при выпуске стандартных ламп накаливания их свечение было только «теплым» желтым (спектр излучения был стандартным).

С появлением люминесцентных и галогеновых источников освещения вошел в обиход белый «холодный» свет. Светодиодные лампы характеризуются еще более широкой цветовой гаммой, за счет чего самостоятельный выбор оптимального освещения усложнился, а все его оттенки стали обуславливаться материалом, из которого выполнялся полупроводник.

Индекс цветопередачи светодиодных ламп

Индекс цветопередачи характеризует возможность воспринимать градации цвета. Когда температура света светодиодных ламп ниже 3200 К цветовое восприятие существенно уменьшается. Попробуйте при свете свечи вытащить из коробки цветных карандашей зелёный или коричневый цвет. Поверьте, задача окажется не из лёгких.

Индекс цветопередачи очень чётко регламентируется для автомобильных светодиодных ламп, ведь при плохой цветопередаче может возникнуть ситуация, когда водитель не сможет различить полотно дороги и обочину.

Свет может изменять яркость и насыщенность цветов в помещении. Такое явление называют метамеризмом.

Каждая лампа обладает определенной цветопередачей, которая на упаковке обозначается индексом Ra (или CRl). Данный параметр источника определяется его способностью максимально точно передавать цвета освещаемого объекта.

Лучшего результата вы добьетесь, используя лампы с индексом цветопередачи от 80 Ra и выше. Это позволит всем цветам интерьера выглядеть наиболее естественно.

Характеристика Коэффициент Примеры ламп
Эталон 99–100 Лампы накаливания, галогенные лампы
Очень хорошая Более 90 Люминесцентные лампы с пятикомпонентным люминофором, Лампы МГЛ (металогалогенные), современные светодиодные лампы
Очень хорошая 80–89 Люминесцентные лампы с трехкомпонентным люминофором, светодиодные лампы
Хорошая 70–79 Люминесцентные лампы ЛБЦ, ЛДЦ, светодиодные лампы
Хорошая 60–69 Люминесцентные лампы ЛД, ЛБ, светодиодные лампы
Посредственная 40–59 Лампы ДРЛ (ртутные), НЛВД с улучшенной цветопередачей
Плохая Менее 39 Лампы ДНат (натриевые)

Различные типы ламп, обладая одинаковой цветовой температурой, могут передавать цвета по-разному. Индекс цветопередачи определяет степень отклонения цвета предметов интерьера от его настоящего при освещении той или иной лампой.

Связь цветовой температуры и освещения

Четкое знание табличных значений данной характеристики помогает осознать, о каком цвете будет идти дальше речь. Каждый из нас отличается своим цветовосприятием, поэтому определить визуально холодность или теплоту светового потока удается лишь единицам.

За основу принимают усредненные показатели группы изделий, работающих в заданном спектре, а при окончательном выборе светодиодных светильников учитывают конкретные условия их эксплуатации (место установки, освещаемое пространство, назначение и др.).

    Сегодня все источники освещения в зависимости от их диапазона свечения относят к трем основным группам:

  1. теплого белого света – работают в температурном диапазоне от 2700 K до 3200K . Излучаемый ими спектр белого теплого света сильно схож со свечением обычной лампы накаливания. Лампы с такой цветовой температурой рекомендованы к использованию в жилых помещениях.
  2. дневного белого света (нормального белого) – в диапазоне от 3500 K до 5000 K. Их свечение визуально ассоциируется с солнечным утренним светом. Это световой поток нейтрального диапазона, который можно использовать в квартирных технических помещениях (прихожей, ванной, туалете), офисах, учебных классах, производственных цехах и так далее.
  3. холодного белого света (дневного белого) – в диапазоне от 5000 K до 7000 K. Напоминает яркий дневной свет. Им освещают больничные корпуса, технические лаборатории, парки, аллеи, парковки, рекламные щиты и др.

Казалось бы, для чего нужны светодиоды теплого и холодного цветов, если они не способны обеспечить нормальные условия восприятия.

Одной из основных областей применения светодиодов с низкой цветовой температурой (2400-3000 К) — освещение в «зашумленной» оптической среде. Проще говоря, освещение в условиях плохой видимости.

Возьмём автомобильную фару. При сильном тумане белый свет из-за малой длины волны отражается от водяной пыли, что существенно ограничивает дальность видимости. У желтого света длинна волны в несколько раз больше, она не отражается от мелких предметов, а огибает их. Поэтому противотуманные фары в автомобилях делают жёлтого цвета.

В то же время короткие волны распространяются без затухания дальше. В качестве аналогии рассмотрим радиоволны и жесткое коротковолновое рентгеновское излучение.

Радиоволну блокирует даже тонкий лист металла, а для защиты от рентгена используют толстый свинец. Холодный белый свет используют в системах дальнего оповещения, прожекторах, сигнальных и поисковых фонарях.

Какие лампы выбрать для офиса

В нормативном документе СП 52.13330.2011 «Естественное и искусственное освещение» рекомендует использовать различные источники излучения в зависимости от их типа, мощности, построения и характеристик светового потока.

Помещения жилого фонда предписывается оборудовать небольшими и низкотемпературными «теплыми» световыми приборами, а в нежилом фонде устанавливать более крупные светильник нормального «белого» света.

Доказано, что белое освещение оптимально для рабочего процесса, так как содержащаяся в нем часть синего спектра благотворно влияет на человека, помогает ему сконцентрироваться, ускоряет реакцию и рабочие процессы организма.

Хорошо выбирать источники излучения именно от 3500 K до 5600 K, с белым или нейтральным светом, с чуть синеватым оттенком. Такое освещение даст возможность увеличить работоспособность до максимальной отметки.

Подойдут как люминесцентные, так и светодиодные светильники, хоть последние дадут существенную экономию энергоресурсов.

Напротив, большой ошибкой будет установка в таком месте светильников холодного белого света с диапазоном, близким к 6500 K. Это приведет к быстрой утомляемости работников, жалобам на головную боль и резкому снижению работоспособности.

На рабочем месте цветовая температура должна быть максимально близка к цвету естественного освещения.

Если при белом свете и длительной работе человека принять его выработку за 100 %, то при желтом свете она составит лишь 93 %, при зеленом 92 %, при голубом 78 %, при красном и оранжевом 76 %. Т.е. на рабочем месте дневной свет будет более полезным (примерно 4000-4500 К).

Какие лампы подходят для дома

В квартирах и частных домах белый свет не рекомендован. Не обязательно размещать везде одинаковые светильники, лучше воспользоваться индивидуальными рекомендациями по оборудованию освещения в таких помещениях. Светильники с белым нейтральным светом хорошо подойдут для освещения кухни, санузла, впишуься в интерьер прихожей. Их температура может варьироваться от 4000 K до 5000 K.

Но для спальни, детской и комнат, где вы отдыхаете, предпочтительно использовать теплые тона светового спектра. Тут лучшим решением будет теплый белый свет ближе от 2700 до 3200 K. Он снимет дневную напряженность, создаст уют и позволит расслабиться.

Удобно и эффективно пользоваться нормальным белым светом в зоне чтения и рабочем уголке, а также для подсветки зеркал, перед которыми наносится макияж. Этим вы добьетесь максимального цветового контраста и удобств для выполняемых действий.

Письменный стол ребенка лучше оснастить лампой с температурой 3200-3500 K. Она не создаст излишней усталости для глаз, а близость к белому спектру поможет собраться и настроиться на работу. Для всех светодиодных ламп их рабочая температура указана на упаковке.

Хотя наши глаза на протяжении многих лет привыкли к мягкой белой цветовой температуре лампы накаливания, это не означает, что они обязательно являются самым лучшим вариантом для освещения всего дома.

Например, из-за их теплой цветовой температуры, эти мягкие белые огни часто тянут теплые цвета из комнаты (предметы красного, оранжевого цвета), изменяют контрасты во всем пространстве. Вот несколько советов о том, как наиболее эффективно осветить разные комнаты в вашем доме:

  • Теплый белый свет (2700-3200 К)

Теплый свет предпочтителен для рекреационных зон, то есть мест, предназначенных для отдыха. Такие лампы устанавливают в спальнях, гостиных. В гостиной лучше комбинировать нейтральный и тёплый свет.

При недостаточном естественном освещении включаем нейтральный или оба, а в вечернее время либо при просмотре телепередач – тёплый. Для спальни однозначно стоит остановиться на лампах тёплого света.

  • Нейтральный белый свет (3200-4500 К)

Такие лампы предпочтительнее использовать в помещениях, которые предназначены для зрительной работы. Этот спектр излучения не утомляет глаза и обеспечивает наилучшее цветовосприятие.

  • Холодный белый свет (более 4500 К)

Как уже говорилось, холодный белый свет оказывает стимулирующее влияние на наш мозг. В бытовых условиях его используют в ситуациях, где желательна периодическая концентрация внимания, например, смотровые кабинеты, операционные.

Светодиодные лампы с холодным белым светом, размещённые в ванной комнате, помогут утром быстрее войти в рабочий тонус.

Цветовая температура и наши эмоции

Температура света способна напрямую влиять на психологическое состояние человека. Теплые оранжевые и желтоватые оттенки лучше всего использовать для утра, так как они способствуют мягкому пробуждению, настраивают на положительный лад и стимулируют активность.

Также эти оттенки хороши для применения в вечернее время из-за их успокаивающего эффекта.

Источники света с нейтральным белым идеальны для помещений, в которых проводят большое количество времени, работают в течение длительного срока. Такие оттенки наиболее соответствуют полуденному солнечному свету, поэтому организм воспринимает такое освещение как сигнал к активной деятельности.

Лампы с высокой цветовой температурой нельзя использовать долгое время, так как они обладают чрезвычайно активизирующим воздействием на психику человека. При краткосрочном использовании такой свет стимулирует организм. А при долгосрочном возможен обратный эффект — торможения, депрессии.

При низком уровне освещенности (мало света) человек лучше чувствует себя при «теплом свете» (Тцв=3000 К), а если освещенность будет высокая (>700 лк), то появится дискомфорт и боль в глазах. И наоборот: Тцв=5000 К — комфортно от 700 лк до 2500 лк, но при освещенности менее 150 лк свет будет восприниматься тревожно (лунный свет).

Температура света влияет на психологическое состояние человека, создаёт определённую атмосферу в помещении, активизирует работу организма или, напротив, расслабляет.

Какой это цвет

Как бы странно это не звучало, свет имеет свою цветовую температуру! В вашей квартире, доме, офисе или продуктовом супермаркете через дорогу установлены лампы и устройства освещения.

И от того, какую цветовую температуру они имеют, зависит ваше восприятие объектов и даже настроение. Давайте же разберемся в этих цифровых значениях, сколько Кельвинов какое свечение.

  1. 2700 К – в народе звучит как теплое свечение или теплый белый.
  2. 4000-4200 К – это естественно белый, хотя многие считают его холодным белым или холодным свечением, хотя данная температура наиболее приближена к утреннему солнцу и солнцу в обеденное время.
  3. 5500-6000 К – яркий белый или близкий к дневному свету.

В интерьере и экстерьере используют разные типы ламп, исходя из задач, условий и личных предпочтений человека.

В классическом дизайне интерьера в основном используют теплый или теплый белый свет(2700 К). Для этих нужд идеально подойдут светодиодные лампы. В графе цветовая температура поставьте галочку «теплое свечение».

Для быстро развивающего мира все больше подходит температура свечение в 4000-4200 К, так в Hi-tech дизайн-интерьерах используют естественно белый свет.

Для офисов, конференц-залов, лабораториях и для других высокоточных работ, выполняющихся в помещениях, используют яркий белый от 6000 К и выше.

Теплый свет сколько Кельвинов

Тёплый оранжевый: 2500–3000 Кельвинов – поможет создать уютную вечернюю атмосферу в спальне и гостиной. Применяется в торшерах, бра, прикроватных светильниках, для освещения обеденного стола.
Тёплый желтоватый: 3000–4000 Кельвинов – расслабляющий и комфортный свет для жилых комнат. Обычно используют в настенных и потолочных светильниках.

Холодный белый свет сколько Кельвинов

Холодный белый – цветовая температура выше 5300 K. Если на рабочем месте более уместен дневной свет (примерно 4000-4500 К), то для чтения же полезен более холодный белый свет (но только до 6500 К).

2700 Кельвинов какой свет

Цветовая температура привычной лампы накаливания – примерно 2800 Кельвинов, поэтому тепло-белый свет свечения светодиодных ламп наиболее привычен глазу (от 2700 до 3500 К).

3000 Кельвинов какой цвет

Цветовая температура желтого цвета примерно 3000 К – это лампа накаливания 200 Вт, галогенная лампа.

Цветовая температура 4000 K – какой это цвет

4000-4200 К – это естественно белый, хотя многие считают его холодным белым или холодным свечением, хотя данная температура наиболее приближена к утреннему солнцу и солнцу в обеденное время.

4300 Кельвинов цвет

4300-4500 K – утреннее солнце и солнце в обеденное время. Если говорить об автомобилях, штатный ксенон, который ставится непосредственно на заводе, имеет цвет свечения 4300 Кельвинов. При замене автомобильных ламп с целью максимально добиться лучшей видимости специалисты советуют ставить ксенон с цветом 4300 К.

6000 Кельвинов какой свет

Цвет излучения при 6000 К становится голубоватым. Так светит люминесцентная лампа с цветностью дневного света 6000 К.

6500 Кельвинов какой свет

6500 К – стандартный источник дневного белого света, близкий к полуденному солнечному свету. Для рабочей кухонной зоны рекомендуется использовать лампочки холодного света (выше 6500 К), такой свет будет бодрить.

Какой свет лучше: теплый или холодный

Лампы холодного и теплого света

Свет принято разделять на теплый и холодный. Теплый лучше всего подходит для вечера, в дневное же время наиболее естественен холодный свет. Играя важную роль в формировании циркадных ритмов человека, теплый свет помогает нам расслабиться, забыть о дневных заботах и подготовиться ко сну.

Холодный же, наоборот, держит нас в тонусе, заставляет быть бодрее и энергичнее. Но и холодный, и теплый свет могут нарушить работу наших внутренних часов, застав нас в неподходящее время.

Цвет света выражается в цветовой температуре (измеряемой в кельвинах), равной температуре абсолютно черного тела, при которой оно испускает излучение такого же цвета. Вас может смутить, что теплому свету соответствует низкая температура, а холодному – более высокая, но, к сожалению, это именно так.

Так, свет с цветовой температурой 2700-3000 K называется теплым, имеет желтоватый оттенок и является типичным для ламп накаливания. Как видно из их названия, светятся они за счет раскаленной вольфрамовой спирали, фактическая температура которой напрямую связана с температурой цвета.

Люминесцентные лампы бывают как мягкого белого света с температурой 3000 K, так и с холодным светом – от 4000 до 6500 К.

Во время восхода и заката солнечный свет чуть теплее, чем свет лампы накаливания – около 1800 К, в полдень в ясную погоду – 6500 К. Именно поэтому теплый свет от искусственных источников ассоциируются у нас с вечером, а холодный – с ярким солнечным днем.

Стоит заметить, в пасмурный день рассеянный солнечный свет может достигать температуры 10000 К, что наряду с отсутствием видимых теней действует на человека угнетающе. К счастью, лампы с такими характеристиками практически не встречаются (разве что у фотографов).

От Луны по ночам исходит голубоватый холодный свет с температурой 4100 K. Свет пламени спички или свечи обычно имеет температуру в диапазоне 1700-1900 K.

При теплом освещении мы воспринимаем цвета предметов, как правило, немного не так, как при обычном дневном. Лампа накаливания, например, усиливает теплые тона, и приглушает холодные.

На это стоит обратить внимание при покупке мебели и деталей интерьера. Во избежание неприятных сюрпризов их следует выбирать при освещении, максимально приближенном к имеющемуся у вас в квартире. Также помните, что на цвет могут влиять не только характеристики самой лампы, но и абажуры, плафоны и прочие рассеиватели.

С возрастом хрусталики в наших глазах могут немного желтеть, поэтому мы начинаем видеть все в более теплых тонах. Добавление холодного света в освещение может помочь в такой ситуации.

Теплый или мягкий белый свет отлично подходит для создания ощущения уюта в жилых пространствах, где мы хотим чувствовать себя расслабленно и комфортно. Избыток теплого света на рабочем месте может влиять на вас усыпляюще и мешать сосредотачиваться на нужных задачах. Именно поэтому в офисных помещениях обычно преобладают светильники с холодным светом.

Тёплый свет в Кельвинах

Теплый свет расслабляет и создает атмосферу уюта. Теплый белый: цветовая температура ниже 3500 K. Лучше выбирать именно нужное значение цветовой температуры в Кельвинах, так как у разных производителей понятия «теплый» могут различаться.

Цветопередача – важный показатель для выбора лампы

Цветопередача ламп определяется посредством коэффициента цветопередачи, который характеризует уровень соответствия естественного цвета объектов видимому цвету этого объекта в лучах лампы. Другими словами, чем лучше цветопередача, тем более естественно выглядят цвета при освещении лампой. Этот параметр обозначается, как CRI, и в отличие от цветовой температуры, показывающей теплоту цвета самой лампы, показывает именно способность освещения правильно передавать цвета.

Как рассчитывается коэффициент цветопередачи

Для того чтобы получить коэффициент цветопередачи источника искусственного освещения, фиксируют сдвиг цвета при помощи эталонных цветов, указанных в DIN 6169. Свет тестируемой лампы направляется на эталонные цвета, после чего проводятся расчеты по методике CIE и в результате получают число, которое и является коэффициентом цветопередачи.

Чем меньше отклонение цвета в свете лампы от естественного, тем больше индекс цветопередачи и лучше характеристика лампы. Показатель цветопередачи 100 Ra полностью отражает все цвета, как дневной свет, а чем ниже опускается этот показатель, тем хуже передаются цвета.

Цветопередача лампы накаливания и люминесцентных вариантов

Обычная лампа накаливания при цветовой температуре 2700К обеспечивает цветопередачу в Ra 80, которая воспринимается достаточно комфортно. Галогенные лампы – лампы накаливания с парами брома или йода внутри колбы, обеспечивают более высокую цветопередачу от 99 до 100 Ra. Свет таких лам подчёркивает теплые тона, однако в значительно меньшей степени, чем свет простых ламп накаливания.

Цветопередача люминесцентных ламп напрямую зависит от их разновидности. Существуют стандартные лампы с однослойными люминофорами (рис.2), которые часто используются для общего освещения. При световом потоке в 1050Лм и мощности 18W такие лампы обеспечивают цветопередачу в 76Ra, а при мощности в 36W и световом потоке 2850Лм всего 50Ra.

Кроме того, существуют лампы с улучшенной цветопередачей с трех или пятислойным люминофором, который обеспечивает улучшение показателей до 12%. Индекс цветопередачи люминесцентных ламп этого вида составляет от 85 до 98Ra в зависимости от количества слоев люминофора.

Цветопередача светодиодных ламп — отличные показатели

В целом, индекс цветопередачи современных светодиодных лам составляет от 85 до 90Ra, тогда как комфортным для человека считается показатель от 80 до 100Ra. Однако высокие показатели – это не всё, что обеспечивают светодиодные лампы. По результатам исследований Международной комиссии по освещению белый цвет, получаемый от смешения красных, зеленых и синих светодиодов воспринимается лучше, чем свет от галогенных светильников, несмотря на более высокие показатели цветопередачи. Светодиоды повышают воспринимаемую насыщенность цветов, при этом не смещая точности передачи, что обеспечивает яркость и комфорт.

При всем разнообразии современных источников света в быту и освещении помещений лидирующими являются светодиоды и люминесцентные лампы, у них основной проблемой и темой для обсуждений является не энергосбережение, а индекс цветопередачи и качество света. Это такой параметр, который в большей мере определяет комфорт при работе под искусственным светом. В этой статье мы поговорим о том, что такое индекс цветопередачи, каким он должен быть и как измеряется.

Определение и историческая справка

Индекс цветопередачи – это величина, полученная из отношения реального цвета к видимому или кажущемуся цвету предметов. Иначе говоря, он показывает насколько цвета предметов, освещенных искусственным источником света, соответствует истине. Его обозначают как Ra или CRI, сокращенно от англ. Color Rendering Index, что в дословном переводе звучит, как «Индекс отображения цветов».

CRI – это лишь одна из методик определения цветопередачи. Она обязательна для проверки источников света всеми производителями. Это определение появилось примерно в 1960–1970 годах. До 1974 года проверка цветопередачи осуществлялась путем сравнения набора из 8 цветов, после было добавлено еще 6 дополнительных. В итоге при измерении индекса (коэффициента) цветопередачи используют 8 или 14 цветов, они указаны в DIN 6169.

При этом обязательная проверка заключается в сравнении первых 8 цветов спектра, сравнение 14 цветов осуществляется в случае необходимости или в специальных целях, но при расчетах индекса они не учитываются.

Измерение индекса цветопередачи

Измеряют индекс цветопередачи при разработке источников света. Для этого исследуемым источником света освещают на шаблон или поверочную таблицу, на которой нанесены стандартизированные цвета R1–R8.

Далее, специальными приборами замеряется значение цвета. Так получают информацию о том, как выглядят цвета под конкретным источником.

Следующий этап – освещение поверочного шаблона эталонным источником света и снятие показаний с приборов для определения цветов.

После полученные данные обрабатываются по методике CIE и получают отклонение полученных цветов от эталонных.

Цвета обозначаются как Ri, где i – номер цвета. Их названия:

  • R1 – увядшая роза.
  • R2 – горчичный.
  • R3 – салатовый.
  • R4 – светло-зеленый.
  • R5 – бирюзовый.
  • R6 – небесно-голубой.
  • R7 – фиолетовая астра.
  • R8 – сиреневый.

В результате получают цифру от 0 до 100. Индекс цветопередачи равный 100 имеет солнечный свет. Чем меньше полученное значение, тем хуже передаются цвета. Полученные значения можно разбить на степени, указанные в таблице ниже.

Характеристика цветопередачи Степень цветопередачи Коэффициент цветопередачи
Очень хорошая Более 90
Очень хорошая 80–89
Хорошая 70–79
Хорошая 60–69
Посредственная 3 40–59
Плохая 4 Менее 39

Также иногда добавляю в оценку 9 цвет – насыщенный красный.

DIN 5035 описывает, где можно использовать лампы с определенным уровнем цветопередачи:

Степень цветопередачи Где используют
В помещениях, где требуется высокая точность цветопередачи. Это музеи, полиграфии, автопокрасочные мастерские, художественные мастерские и пр.
Школы, спортивные объекты, административные здания и промышленные объекты.
3 В помещениях, где нет особых требований к цветопередаче, например, в тяжелой промышленности.
4 Внутри помещений не используются, кроме натриевых ламп высокого давления (Ra=20),

В DIN EN 12464-1 определены типы помещений и требуемых индексах цветопередачи, а также СНиП 23-05-95 в приложениях в качестве рекомендаций.

Проблемы CRI и его аналоги

CRI не всегда дает точные показания, дело в том, что изначально он разрабатывался под источники света с непрерывным спектром. Речь идет о спектральном составе белого света, в нем содержится определенный набор цветов, которые в результате дают белое свечение с определенным оттенком (цветовой температурой).

Спектральный состав света – набор излучений различных длин волн (цветов) в световом потоке. По спектральному составу можно определить степень излучения того или иного цвета.

Когда источник света в своем спектральном составе содержит все видимые длины волн, тогда такой спектр называют непрерывным. Пример:

  • солнечный свет;
  • лампы накаливания;
  • галогенные лампы.

От полноты спектрального состава зависит и соответствие видимых цветов реальным. Но не все лампы излучают в полном спектре.

У люминесцентных ламп так называемый рваный спектр. Он состоит из отдельных пиков в области различных длин волн. Если вспомнить о том, что мы сказали выше, то CRI не совсем корректно отражает индекс цветопередачи таких светильников.

Справка: В 2007 году Международная комиссия по освещению отметила, что «…индекс цветопередачи, разработанный комиссией, обычно неприменим для прогнозирования параметров цветопередачи набора источников света, если в этот набор входят светодиоды белого цвета».

Поэтому для повышения точности измерений светового потока в 2010 году разработали методику CQS, что расшифровывается, как Colour Quality Scale, или рус. Шкала качества цвета. Но и это не дало полноценной оценки качества источников света, потому что в ней не учитывалась насыщенность и тон освещаемых предметов.

И в 2015 году появился ТМ-30-15 – это стандарт, который учитывает больше параметров, а именно, кроме шаблонов, в оценке принимают участие тон, насыщенность и встречающиеся в быту предметы.

Однако ни в одной стране, на момент написания статьи, TM-30-15 не является обязательным для выполнения, но это не мешает уважающим себя производителям проверять продукцию и таким образом.

Зачастую при проверке значения по шкалам CQS и CRI выдают примерно одинаковые результаты, однако, происходит и так, что по TM-30-15 результаты оказываются ниже нормы. Пример измерения плохой цветопередачи светодиодной лампы описан в статье от независимых экспертов:https://geektimes.com/company/lamptest/blog/285034/

Скорее всего, причиной такого результата стал люминофор, специально подобранный для прохождения обязательных тестов, но все равно не обеспечивает нормальной цветопередачи.

Индекс цветопередачи различных типов ламп

Далее мы рассмотрим типовые индексы цветопередачи разных ламп. Индекс зависит от принципа действия и конструкции, а также используемых компонентов светильника. Как уже было сказано, за эталон принимается солнечный свет.

Лампы накаливания

Классические лампы накаливания, хоть и запрещены для использования в большинстве стран по причине их низкого КПД, но они имеют приближенную к солнечному свету цветопередачу, она близка к 100. Имеют выраженный сдвиг в область теплых цветов и ИК-диапазона.

Галогенные лампы

Галогенные лампы дают больший световой поток при том же потреблении мощности, что и лампы накаливания. При этом их цветопередача приблизительно на одинаковом уровне.

Натриевые лампы

Натриевые лампочки мало используются для освещения помещений, где работают люди. Это объясняется как техническими моментами, например, гудящий дроссель, долгий розжиг, так и низким индексом цветопередачи – 40 Ra. Натриевые лампы высокого давления, или ДНаТ используют для освещения больших площадей. Например, в уличном освещении, на фонарных столбах и прожекторах. Такое применение объясняется высоким световым потоком (150 Лм/Вт) и длительным сроком службы, более 25000 часов. Они относятся к газоразрядным источникам света. Имеют рваный спектр, с преобладанием красно-оранжевых тонов.

Тем не менее их используют и для выращивания растений в теплицах и гидропонных системах, благодаря их спектру. Промышленностью выпускаются специальные натриевые лампы для растений, в них выражены необходимые для их роста пики в световом спектре.

ДРЛ

Дуговые ртутные лампы или ДРЛ, по сфере использования подобны ДНаТу, за исключением освещения растений. Имеют срок службы около 10000 часов и высокий световой поток в 70–95 Лм/Вт, а их индекс цветопередачи до 40 Ra. Также у них рваный спектральный состав со смещением в область синего цвета и ультрафиолета.

Люминесцентные лампы

Люминесцентные лампы трубчатого типа и компактные люминесцентные лампы имели особую популярность до выхода на рынок дешевой светодиодной продукцией. Основным недостатком является необходимости применения пускорегулирующей аппаратуры, а также рваный спектральный состав света, обычно смещенный в область холодных цветов, но в зависимости от люминофора могут и излучать нейтральный и теплый свет.

Индекс цветопередачи люминесцентных ламп сильно зависит от состава люминофора, изменяется от 60 до 90 и более Ra.

Типовые значения:

  • для трехкомпонентного люминофора – 80Ra и более;

  • для пятикомпонентного люминофора – 90Ra.

Светодиодные лампы

Как уже было, сказано индекс цветопередачи светодиодных ламп зависит от состава люминофора, которым покрыты кристаллы светодиодов. Индекс лежит в пределах от 80 Ra, хорошим результатом является 90 Ra. Их используют в помещениях любого типа, насколько это позволяют конструктивные особенности.

При выборе источника света нужно особое внимание уделить индексу цветопередачи, поскольку от него зависит точность восприятия цветов. Это особенно важно, если вы работаете с цветами, например, рисуете, или выбираете освещения для фотостудии. В любом случае нельзя экономить на освещении, поскольку от этого зависит здоровье ваших глаз.

Биометрические методы исследования диагностических моделей челюстей

У всех пациентов, принятых на ортодонтическое лечение, проводили изучение диагностических моделей челюстей. Диагностические модели отливали по слепкам, полученным по общеизвестной методике из силиконовых или альгинатных материалов. Модели отливали из обычного или высокопрочного гипса. Для постановки диагноза и определения причин ретенции проводились измерения диагностических моделей.

Измерения зубов.При помощи специального штангенциркуля измеряли мезиодистальные размеры коронковых частей зубов. Измерения проводили в области экватора. У всех пациентов определялся индекс Тонна, который отображает взаимоотношение размеров зубов верхней и нижней челюсти:

Сумма ширины 4-х верхних резцов

Индекс Тонна ———————————————— = 1,33

Сумма ширины 4-х нижних резцов

Если величина соотношения больше 1,45 – значит у пациента индивидуальная макродентия верхних зубов, что может являться причиной ретенции зубов. Величина соотношения меньше 1,25 говорит об индивидуальной макродентии нижних зубов.

Измерения лонгитудинальной длины зубных рядов проводили по методу Нанса (Nance) лигатурной проволокой, которую размещали от дистальной поверхности первого моляра до дистальной поверхности первого моляра противоположной стороны, придавая проволоке форму зубного ряда. В области боковых зубов проволоку располагали посередине жевательной поверхности, а на передних – по их режущим краям. Лонгитудинальная длина зубного ряда в норме равна сумме мезиодистальных размеров 12-ти зубов.

Измерение зубных рядов.Трансверзальные размеры зубных дуг определяли по методике Пона с поправкой Линдера-Харта, которая основана на зависимости между суммой мезиодистальных размеров 4-х верхних резцов и расстоянием между первыми премолярами и первыми молярами на верхней и нижней челюстях. С этой целью Пон предложил точки измерения, которые при смыкании верхней и нижней челюсти в норме совпадают. В области первых премоляров ширина зубного ряда, согласно Пону, измеряется:

— на верхней челюсти– между точками в середине межбугорковой

фиссуры;

— на нижней челюсти–между дистальными контактными точками на скате щёчных бугров.

В области первых постоянных моляров ширина зубного ряда измеряется:

— на верхней челюсти–между точками в передних углублениях продольной фиссуры;

— на нижней челюсти–между дистальными щёчными буграми.

Пон вывел премолярный и молярный индексы.

Премолярный индекс= (Сумма поперечных размеров 4-х верхних резцов/ расстояние между премолярами) х 100 = 80.

Молярный индекс= (Сумма поперечных размеров 4-х верхних резцов/ расстояние между молярами) х 100 = 64.

Полученные измерения сравниваются с табличными данными.

Апикальный базис– условная линия, проходящая на уровне верхушек корней зубов на верхней и нижней челюстях. В преддверии полости рта она проецируется на переходную складку. Ширину апикального базиса измеряют по методу Хауса в модификации Н.Г. Снагиной.

Ширина апикального базиса верхней челюсти определяется на гипсовой модели по прямой между наиболее глубокими точками в области fossa canina, а на модели нижней челюсти измерение проводится между этими же зубами, отступив от уровня десневого края на 8 мм. В норме ширина апикального базиса верхней челюсти составляет 44%, нижней – 40% от суммы мезиодистальных размеров 12-ти постоянных зубов каждой челюсти.

Несоответствие ширины коронок размеру апикального базиса может послужить причиной зубочелюстных аномалий, в том числе и ретенции отдельных зубов.

Для определения соотношения зубных рядов в сагитальном направлении использовали классификацию Энгля. В её основе лежит вид смыкания первых моляров. Первый класс характеризуется нормальным смыканием моляров в сагиттальной плоскости. Мезиально-щёчный бугор первого моляра верхней челюсти располагается в межбугорковой фиссуре первого моляра нижней челюсти. В этом случае все изменения происходят впереди моляров. Может быть скученное положение резцов, нарушение их смыкания.

Второй класс характеризуется нарушением смыкания моляров, при котором межбугорковая фиссура первого моляра нижней челюсти располагается позади мезиально-щёчного бугра первого моляра верхней челюсти. Этот класс делится на два подкласса: первый подкласс – верхние резцы наклонены в губном направлении (протрузия); второй подкласс –верхние резцы наклонены нёбно (ретрузия).

Третий класс характеризуется нарушением смыкания первых моляров, при котором межбугорковая фиссура первого моляра нижней челюсти располагается впереди мезиально-щёчного бугра первого моляра верхней челюсти.

Измерение вертикальной щели между резцамипроводили по методу Хорошилкиной Ф.Я (1982) .

— I степень (до 5 мм);

— II степенью (от 5 до 9 мм);

— III (больше 9мм).

Вертикальная щель между резцами определяет степень выраженности аномалии.

Измерение зубоальвеолярной высоты на диагностических моделях челюстей, проводили по методу А. П. Романовской (1988) .

Центральные резцы измеряем вертикально по центру от режущего края до переходной складки. Первые премоляры измеряем по центру щечного бугра от окклюзионной поверхности до переход­ной складки. Первые моляры — по центру мезиально-щечного бугра от окклюзионной поверхности до переходной складки.

Измеряя модели пациента и сравнивая их с выведенной нормой, можно достоверно установить степень зубоальвеолярного удлинения или зубоальвеолярного укорочения.

Таблица 2.2.3.1

Средние значения зубоальвеолярной высоты при ортогнатическом прикусе по Романовской А.П.

Зубоальвеолярная высота в области фронтальных и боковых зубов верхней и нижней челюсти
в области 11-21 зуба в области 14-24 зуба в области 16-26 зуба в области 31-41 зуба в области 34-44 зуба в области 36-46 зуба
Ортогнати-ческий прикус, (норма, в мм.) 15.0±0.08 14.9±0.08 13.5±0.08 14.7±0.08 14.7±0.08 13.5±0.07

При помощи измерений диагностических моделей определяли вероятные причины вертикальной резцовой дизокклюзии. После тщательного обследования составлялся план лечения. Также планировали конструкции основной и вспомогательной ортодонтической аппаратуры, необходимой для достижения поставленных задач.

Дата добавления: 2015-08-04; просмотров: 4856;

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *